Среди предвыборных обещаний партии «Наша партия», возглавляемой Ренато Усатым, — запрет «ЛГБТ-пропаганды» в школах и введение суровых санкций за подобные действия. На встрече с избирателями в Ниспоренах Усатый уже пообещал запретить любые формы «ЛГБТ-пропаганды» и ввести уголовную ответственность за такие действия. Как бывший преподаватель истории и предмета «Образование для общества», я приглашаю вас вместе разобраться, существует ли на самом деле какая-либо ЛГБТ-пропаганда в молдавских школах и, шире — в нашем обществе. Также попытаемся понять, почему тема «ЛГБТ-пропаганды» вызывает такой резонанс в обществе, охваченном куда более реальными и важными проблемами.
Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ, НО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЗАНИМАЮСЬ «ЛГБТ-ПРОПАГАНДОЙ»
В течение четырёх лет я работал учителем истории и «Образования для общества» (ОПО) в лицее, расположенном в пригороде Кишинёва. За это время мне довелось быть и классным руководителем, и вести несколько факультативных курсов. За весь этот период, полный профессиональных вызовов, я ни разу не сталкивался с так называемой «ЛГБТ-пропагандой» на предметах, которые я преподавал, — а ведь именно эти предметы направлены на формирование социальных ценностей у молодых граждан.
Конечно, работая в пригородной школе, я не могу утверждать, что вижу полную картину всей образовательной системы. Поэтому я решил изучить учебные программы других факультативных предметов, в которых могли бы затрагиваться темы прав представителей ЛГБТ+ сообщества. Я исходил, разумеется, из предположения, что «ЛГБТ-пропаганда» вряд ли проникла на уроки математики или химии.
Я изучил программы и методические пособия по таким предметам, как «Образование в духе толерантности» и «Гендерное равенство и равные возможности». И там я не нашёл ни малейшего следа «ЛГБТ-пропаганды». Более того, даже тема прав ЛГБТ+ не получает какого-то особого внимания.
Правда, одной из целей предмета «Образование для общества» является воспитание таких ценностей, как толерантность и уважение к правам каждого гражданина — основополагающие ценности для демократического и мультикультурного общества. Но я не считаю, что это можно назвать пропагандой. Напротив, именно взаимное уважение и толерантность нам сегодня так необходимы — особенно в обществе, где даже политическая борьба часто ведётся через дегуманизацию оппонентов, а любое отклонение от традиционных норм всё ещё карается довольно сурово.
Однако я вспоминаю, что на уроках ОПО преподавал в девятом классе тему, в которой могли бы узнать себя многие молдавские политики — «Популизм, национализм, шовинизм». Там я объяснял, что стоит за этими понятиями и чем опасны подобные явления. Борьба с призраками и вымышленными врагами, маргинализация отдельных групп граждан и мнимо простые решения сложных (или вовсе несуществующих) проблем — всё это классические инструменты популизма.
ЛГБТ+ ИЛИ БЕГСТВО ОТ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА
Меня всегда удивляло, как тема ЛГБТ+ сообщества превратилась в настоящую пугалку для многих из нас. У меня складывается впечатление, что для части общества этот вопрос стал важнее фундаментальных проблем: коррупции, национальной безопасности и обороны, экономического развития, административной и образовательной реформ.
Может, мы действительно сталкиваемся с «ЛГБТ-пропагандой», и улицы пестрят плакатами с подобными посланиями? Может, в учреждениях проводятся собрания, где агитируют вступать в ЛГБТ+ сообщество? Или, может, государственное телевидение забито такими программами, а в школах ведутся специальные предметы на эту тему? Очевидно, что нет.
Так почему же этот вопрос постоянно всплывает в повестке дня и кажется важнее реальных проблем, с которыми сталкивается Республика Молдова?
Мне трудно поверить, что «ЛГБТ-пропаганда» — это причина того, что Молдова занимает шестое место в мире по уровню разводов — 3,3 развода на 1000 человек. Ведь все эти разводы происходят в традиционных парах, которые, теоретически, никак не должны быть подвержены влиянию того небольшого процента людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Мне трудно поверить, что люди внезапно становятся гомосексуалами и разводятся.
Скорее я думаю, что те, кто с таким пылом защищают «традиционную семью», просто не выявили настоящие причины проблемы. Кризис традиционной семьи связан с реальными и болезненными факторами. В стране, где уровень абсолютной бедности достигает 33,6%, где мы сталкиваемся с депопуляцией, демографическим кризисом, высоким уровнем потребления алкоголя и слабым регулированием распространения порнографии — именно эти несколько процентов ЛГБТ-людей объявляются источником всех бед и причиной кризиса традиционных ценностей. Почему так происходит? Потому что популистским политикам проще направить ненависть, фрустрацию и замешательство людей на изолированную общину, чем говорить о реальных и неудобных проблемах, для которых, скорее всего, не существует простых решений, столь любимых популистами.
Называть вещи своими именами и говорить о пороках всего общества требует смелости, которой у большинства политиков просто нет. Гораздо легче — маргинализировать одну группу граждан.
Этот материал подготовлен AGORA в рамках проекта «Выборы 2025: информированное голосование, реальное взаимодействие», реализуемого при поддержке Ассоциации Promo-LEX, за счёт средств, предоставленных правительством Великобритании, Европейским союзом и Швецией. Мнения, выраженные в этом материале, принадлежат исключительно автору и не отражают позицию Ассоциации Promo-LEX, правительства Великобритании, ЕС или Швеции.
Автор: Андрей ВЕРЕБЧАН
Фото: AGORA