GENDERDOC-M

Татьяна Кайтаз, сексолог: «В молдавском обществе мы боимся слова „секс”»

Татьяна Кайтаз, сексолог: «В молдавском обществе мы боимся слова „секс”»

Татьяна Кайтаз — клинический сексолог и семейный терапевт. Родившаяся и выросшая в Молдове, она переехала в Швейцарию, где теперь практикует в области своей профессии. Среди её клиентов есть и молдаване. Специально для них Татьяна ведет страницу в Instagram, где занимается сексуальным просвещением. Мы поговорили с Татьяной о важности сексуального образования, его недостатке и о том, как это влияет на нас, и с чего начать, чтобы повысить свою осведомленность в этой сфере.

Что такое сексуальное образование?

Сексуальное образование — это умение говорить «нет», когда вы чувствуете, что это «нет», и говорить «да», когда тело подсказывает «да». Оно охватывает знание о теле, личных границах, согласии, изменениях в организме, гормонах, порнографии, эротике, любовных отношениях, удовольствии, инклюзивности, разнообразии, различиях, уважении, мифах и ложных убеждениях, о защите, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, понятии сексуального насилия, зачатии, беременности, рисках и выборе, защите и праве выбора.

Когда должно начинаться сексуальное образование? В детском саду? Раньше? Или, может быть, уже в старших классах?

Сексуальное образование должно начинаться, когда наш ребенок начинает понимать, что он может сказать «да» или «нет». Дома, до детского сада. В детском саду может быть уже поздно, в зависимости от возраста ребенка. Мы не начинаем с обсуждения секса. Мы начинаем с уважения его личного пространства. Например, когда мы хотим обнять ребенка, а он нас отталкивает, нам нужно уважать его желания. Родители должны слушать, когда ребенок показывает или говорит, что не хочет, чтобы его трогали или целовали. Запрещать навязчивые прикосновения со стороны родственников. Когда ребенка заставляют целовать, например, тетю или дядю против его воли, это подрывает его право решать, кто и когда может его трогать. Это может быть опасным в будущем, когда ребенок столкнется с ситуацией, где его будут трогать против его воли, и он не сможет сказать «нет».

Есть ли смысл в сексуальном образовании для взрослых? Или если что-то упустил в подростковом возрасте, уже ничего не исправить?

Сексуальное образование для взрослых очень важно. Особенно если в юности основа не была заложена, и люди не знают базовых понятий о согласии и о своем теле. Я как сексотерапевт в 80-90% случаев занимаюсь просвещением во время консультаций. Никогда не поздно начать, даже если ко мне приходят люди старше 60 лет, которым нужно понять, как функционирует их тело или тело партнера.

В вашей работе как клинического сексолога, видите ли вы разницу между клиентами из более открытых обществ и теми, кто вырос в консервативных обществах?

Самая заметная разница — это присутствие или отсутствие понятия согласия. Больше «нет», чем «да». Молодые девушки и женщины не всегда умеют говорить «нет» и испытывают груз ответственности за то, чтобы удовлетворять мужчину, независимо от их желания. В консервативных обществах тело женщины и её удовольствие занимают незначительное место в сексуальных отношениях, и это не приносит пользы никому. Не думаю, что мужчины могут чувствовать себя ценными, когда видят, что партнерша терпит и ждёт конца полового акта.

Тема сексуального образования в молдавском обществе вызывает разногласия. Почему мы до сих пор его боимся?

Ах, это снова про страх. В молдавском обществе мы боимся слова «секс». С самого рождения нам внушают, что стыд — наш спутник, защитник и наставник. А к нему добавляется страх: страх перед Богом, страх общественного мнения. Секс воспринимается как грязный и постыдный аспект жизни, который нужно скрывать.

Молдаване боятся сексуального образования и темы ЛГБТК. Считаете ли вы этот страх искренним или надуманным?

Думаю, этот страх можно понять. Люди из ЛГБТК-сообщества долгое время были вынуждены скрываться. Не имея примеров людей, живущих открыто и счастливо, страх укрепляется. Когда Библия говорит, что это «грех», и рассказывает о Содоме и Гоморре как о городах грешников, конечно, страх возникает как защитная реакция.

Чтобы со временем этот страх уменьшился, нам важно говорить о необходимости инклюзивности и о вреде дискриминации. Показать, что мы можем жить вместе, обнявшись и поддерживая друг друга, что мы не боимся и помогаем представителям ЛГБТК-сообщества. Ведь каждый имеет право на любовь и достойную жизнь.

С чего начать самообразование в сфере сексуальности?

Начнем с вопроса к себе: «Чего я боюсь? Откуда идет этот страх? К чему он мне сейчас?» Если нам трудно говорить с кем-то или посещать лекции, уже организуемые в Молдове, можно начать с книг, подкастов, видеороликов от специалистов, а не случайных людей в интернете.

Как изменится наша жизнь, если мы будем лучше информированы о сексуальном образовании?

Во-первых, дети не начнут заниматься сексом чаще или раньше, но смогут выбрать для себя подходящий момент, они будут защищены и не будут бояться осуждения. Подростки почувствуют себя свободными обращаться за помощью и следовать своим желаниям, а не навязанным кем-то. Мы, взрослые, научимся приоритизировать себя и защитимся от опасных ситуаций. Станем более уверенными, способными слушать своё тело и доверять ему. Это даст нам возможность строить здоровые отношения, свободные от принуждения, исследовать свою сексуальность с уважением и любопытством. Мир станет безопаснее для нас и наших детей.

Источник: zdg.md

Перевод: gptonline.ai

Редакторская правка: Иль ЯС

Close Menu