С началом Месяца Гордости и объявлением о проведении фестиваля «Moldova Pride» в публичном пространстве снова появляются гомофобные замечания и вопрос, который повторяется почти ежегодно. А именно: «Что я скажу своему ребенку, если он увидит ваш марш или двух мужчин, держащихся за руки/целующихся?» (почему именно мужчин?!). В этом году Центр информации «ГЕНДЕРДОК-М» решил помочь тем, кто сталкивается с такой дилеммой.
Психолог Центра ГДМ Юлия Бузенко говорит, что ответ на этот вопрос должен быть ясным и простым: «Эти люди любят друг друга, так же как мама и папа».
Юлия утверждает, что разговор о LGBTQI+ с ребенком должен состояться тогда, когда вам задают этот вопрос или когда ребенок видит что-то на улице и нуждается в объяснении.
«Тогда мы можем взять инициативу в свои руки и спросить, что ребенок понял, а затем помочь ему с объяснением. Обычно вопросы о любви начинают возникать у детей с трех лет. Конечно, в этом возрасте мы представляем романтическую сторону информации: два человека встречаются, любят друг друга, говорим, что это может происходить между двумя женщинами или двумя мужчинами. По мере взросления мы можем предоставлять более сложную информацию», — говорит Юлия.
Еще один пик интереса к теме сексуальности или межличностным отношениям появляется в предподростковом возрасте, когда это хорошая возможность обсудить различия.
«Но я предпочитаю, чтобы тема обсуждалась органично, когда мы слышим или видим что-то по теме. Однако здесь важно, чтобы родитель был правильно информирован и не имел внутренней гомофобии. Только тогда он сможет спокойно говорить с ребенком, не паникуя по этому поводу. И кстати, родители, ребенок может задать гораздо более сложные вопросы, чем LGBTQI+ или Прайд», — предупреждает Юлия.
Итак, что делать, если ребенок задает вам следующие вопросы:
- «Могут ли двое мужчин или две женщины влюбиться друг в друга?». Можно просто ответить «Да». Дети не рождаются с предрассудками, они рождаются любопытными. Без обсуждения юридических тонкостей можно объяснить любовь как то, что чувствуют мама и папа, но это могут испытывать и двое мужчин или две женщины.
- «Что значит гей/лесбиянка?». Ответьте просто, без стеснения и констатационно: мужчина, который любит только мужчин, он гей, а лесбиянки – это женщины, которые влюбляются в других женщин. Говорите в первую очередь о любви и подчеркивайте, что люди любят по-разному. Имейте в виду, что ребенок не сексуализирует этот вопрос, и отношения ЛГБТКИ+ не строятся автоматически, и они не только о сексе. Расшифровка термина LGBTQI+ может быть слишком сложной для маленького ребенка, и вы можете вернуться к ней, когда ребенок этого потребует.
- «Почему эти люди идут по улице с радугами?». Разговор о Прайд-марше может быть в первую очередь о равных правах и гражданском духе. Малышам можно объяснить, что Прайд-марш – это не (только) веселая вечеринка, а способ, которым некоторые люди в нашей стране требуют тех же прав, что и у других. Что касается радуги, маленьким детям можно сказать, что это символ этой группы людей, а старшим – что прайд-радуга была создана, чтобы представлять сообщество, и каждая цветовая полоса имеет свое значение. И кстати, это не классическая радуга: у нее шесть цветов вместо семи.
В дополнение к прямым вопросам важно как можно чаще говорить детям, что все люди разные. Кто-то высокий, кто-то низкий, у кого-то белая кожа, а у кого-то темная, у кого-то рыжие волосы, а у кого-то – блондинистые. У нас разный цвет глаз, мы говорим на разных языках, у нас разные лица, у нас разные физические способности. Любовь, сексуальность и гендер не являются исключением.
Американский клинический психолог Ребекка Кеннеди, известная как доктор Бекки, основатель и директор компании Good Inside, онлайн-сервиса консультирования для родителей, предлагает 5 рекомендаций, которые мы можем использовать, когда говорим с детьми о разнообразии в любви и отношениях:
- Существует много способов, как может существовать семья. У одних детей два родителя, у других – один. Иногда у детей могут быть две мамы или два папы. Другие дети живут с бабушками и дедушками или другими взрослыми. Нет неправильного способа быть семьей.
- Каждый человек может любить и заслуживает любви.
- Многие взрослые выбирают себе партнера, с которым хотят быть вместе в жизни. Это кто-то, кого ты любишь и с кем, возможно, захочешь иметь детей когда-нибудь. Самое главное, чтобы этот партнер был хорошим человеком, которого ты любишь и с кем тебе безопасно.
- Ты – единственный человек в своем теле, и только ты можешь знать, как ты себя чувствуешь. Точно так же чувствуют и все остальные. Мы не можем говорить другим, как им чувствовать или какими быть, потому что мы не в их теле.
- Я люблю тебя независимо от всего, потому что ты мой ребенок.
В конце концов, страх говорить о гомосексуальности исходит от внутренней гомофобии и убеждения, что сексуальная ориентация может быть передана, говорит Юлия Бузенко. Псевдо-аргумент «Что скажут дети?» исчезнет, когда родитель будет проинформирован и избавится от гомофобных взглядов.
Читайте также: Плюсы наличия ЛГБТ-ребенка. Исследование показывает, что родители становятся более открытыми, более терпимыми и более эмпатичными.
Напоминаем, что 23-й фестиваль LGBTQI+ сообщества «Moldova Pride» пройдет с 11 по 16 июня. Он начнется с запуска социального ролика, который уже стал традиционным, и завершится Прайд-маршем 16 июня. Слоган кампании в этом году: «От нас — налоги, от государства — законы». Этим слоганом LGBTQI+ сообщество Республики Молдова требует от государства легализации браков однополых пар и признания гендера для трансгендерных людей.
Фелиция НЕДЗЕЛЬСКИ