Через несколько дней будет дан старт фестивалю сообщества ЛГБТ «Молдов-Прайд». В этом году мероприятие приурочено к 20-му юбилею Центра информации ГЕНДЕРДОК-М, которое отмечается 8 мая сего года.
Социальная кампания «Fără frică», запущенная два года назад при поддержке агентства «Fabrica de Imagine», в этом году будет полностью реализована Центром ГДМ. Организация взяла на себя все обязательства по планированию, организации и продвижению мероприятий, принимая во внимание тот факт, что в марте 2018 года ее команда расширилась за счет еще одного специалиста — PR менеджера. Речь идет о Диане Гужа, которая известна широкой публике как блоггер и телеведущая передачи телекомпании «Optmart SRL».
Диана, в этом году, вы решили добавить в кампанию больше красок и любви. Означает ли это то, что на марше будет больше развлечений? Мы больше не пройдем в молчании по улицам Кишинева?
Во-первых, я хочу поблагодарить коллег из ГДМ, которые очень активно подключились к разработке концепта кампании 2018 года. Это первый результат, который я осмелюсь назвать очень хорошим, – плод нашего общекомандного труда.
Основной идеей было сделать кампанию инклюзивной в том числе для гетеросексуальных людей. После того, как два года подряд мы говорили о страхе, подбадривая людей понять свой страх, осознать и признать, что им страшно, перебороть его и выйти на марш, в этом году мы решили в социальную кампанию привнести позитивные, светлые нотки. Если страх — это одна из главенствующих эмоций, которая нас объединяет, то к этому надо было добавить еще чего-то, например, любви, как высшей человеческой ценности.
Я считаю, что пока нет необходимости в развлечении. Принимая во внимание насколько дискриминировано сообщество ЛГБТ в Молдове, как часто бывают случаи публичного унижения, оскорбления, физической агрессии по отношению к ЛГБТ-людям в нашей стране, и то, что политики в своих избирательных кампаниях используют гомофобную риторику, мы решили и в этом году пройти в тишине.
Теоретически, любовь — это то чувство, которое нас могло бы объединять, однако на практике гомофобные послания стали появляться одновременно с запуском кампании.
Существует миф о том, что гомосексуальная ориентация сводится только к сексу (я услышала это от одной женщины — врача-психотерапевта из Румынии). Недавно я присутствовала на тренинге для работников полиции, организованном Центром информации ГЕНДЕРДОК-М. В конце этого тренинга, и это после двух дней дискуссий и объяснений, большинство его участников высказали нечто подобное: «Я не имею ничего против, но почему кто-то должен знать об их сексуальной жизни?». Но ведь речь не об этом. И в гомосексуальной любви, как и в гетеросексуальной, речь идет, прежде всего, об эмоциях. Речь не идет о том, нравится тебе заниматься сексом с мужчиной или с женщиной, а о том, что ты влюбляешься в того или иного человека, хочешь создать с ним семью. Некоторые уверены, что только гетеросексуальные люди имеют право на эмоции и любовь, а гомосексуальные – нет. В этом году мы хотим вывести на первый план то, что ЛГБТ-люди тоже любят, также, как любят все и каждый в отдельности, независимо от … Этот призыв отображен в логотипе нашей кампании — Fără frică de iubire (Без страха к любви).
Расскажи мне об остальных символах кампании. Почему сердце, и почему именно розовое?
Розовый – это цвет треугольника в логотипе ГЕНДЕРДОК-М. В Германии во времена нацизма гомосексуалов «отмечали» розовым треугольником, также как евреев желтой звездочкой. Мы разместили сердце в квадрате, который уже использовали в качестве символа в предыдущих кампаниях. То есть, был черный квадрат, который на самом деле и есть страх, и вот в нем появилось сердце, которое любовь, и которое занимает почти весь квадрат, и места для страха остается совсем мало. Есть и слоган: «Там, где есть любовь, нет места страху». Мы оставили место и для страха, но очень мало – для личной безопасности каждого.
Другой месседж можно сформулировать так: любовь помогает нам преодолеть страх. Иногда бывает и страх перед тем, чтобы любить. Даже в гетеросексуальных парах случается подобное – она из богатой семьи, а он из бедной, или разница в возрасте или расе, и одна из семей против. Идея остается та же – там, где есть любовь, нет места страху. Любовь помогает преодолеть все эти преграды. Любовь – она для всех. Если у человека другой цвет кожи, это не значит, что он любит по-другому. И гомосексуал тоже любит не «по-другому».
Все видели металлическую конструкцию в центре столицы. Какие еще сюрпризы ожидают нас в этой кампании?
Металлическая конструкция – это хэштэг (#) нашей кампании Fără frică de iubire, длинною в 4,5 метра и 1,5 метра высоты. После отказа примэрии города в разрешении на его установку на пешеходной улице, она была инсталлирована на улице Букурешть, 68. За это мы очень благодарны организации Oberliht, которая помогла нам в последний момент.
Еще одной премьерой станет мероприятие, которое состоится 17 мая. На нем гетеросексуальные люди расскажут о том, как изменились их взгляды на мир, когда они узнали, что их друзья или родственники из сообщества ЛГБТ. Программа Прайда доступна на нашей странице в Фейсбук и на сайте gdm.md. Вход на все мероприятия бесплатный.
Примэрия отказала в установке металлической конструкции с названием кампании, хотя в прошлом году разрешила разместить куб из льда на площади. Почему они пошли на попятную в этом году?
Мы получили отказ в пятницу вечером, и то в результате нашей настойчивости. И это в ситуации, когда мы должны были уже во вторник запустить кампанию, созвать прессу и т.д. Когда мы разговаривали с сотрудником примэрии, он сказал нам, чтобы мы перезвонили в понедельник утром, что лично мне показалось очень безответственным. Человек, отвечающий за коммуникацию в примэрии, не знал, почему нам отказали, также как не знал этого и временно исполняющий обязанности градоначальника. В прошлом году за все это отвечало рекламное агентство, а в этом году заявление подала общественная организация ГЕНДЕРДОК-М. Может, это и есть настоящий мотив. Мне показалось очень странной причина отказа: ссылка на какой-то указ, согласно которому нельзя размещать в городе рекламные конструкции. Но в то же время все мы могли лицезреть прекрасную конструкцию в форме огромной тарелки, приглашающей всех на кулинарное шоу. И это никому из примэрии не показалось рекламой.
Отвечать за коммуникацию сообщества ЛГБТ — это нелегкая для Молдовы работа. Что двигало тобой, когда ты согласилась на эту должность?
Признаюсь, это было трудное решение. Когда я выслала свое резюме, за день до истечения срока, я поняла, что моя жизнь изменилась радикально. Для меня это что-то личное, больше чем просто работа. Помимо личной мотивации, присутствует и мотивация профессиональная: без этого никак. Заниматься коммуникацией для ЛГБТ сообщества в Молдове – это вызов.
Заметно, что некоторые читатели твоего блога реагируют отрицательно, а иногда и крайне агрессивно на информацию об ЛГБТ и на твое решение работать с сообществом. Это больно?
Нет. Совсем не больно. Это мое взвешенное решение. И я считаю, что объяснять кому-либо что-либо, я не должна. И повторюсь – это отнюдь не простая работа. Для меня существуют две вещи – свобода и человеческая гордость, и я действительно в них верю. Это не пустые слова. Я не вижу противоречий в том, что я начала работать с сообществом ЛГБТ. Я считаю, что у каждого должно быть право любить кого он/она хочет, иметь собственную личную жизнь, и право на мнение. Я не вижу конфликта. Я всегда писала о свободе, о том, что дети должны расти в свободе, о том, что существуют ЛГБТ и у них те же права на ту же свободу, гордость, достоинство, которым радуются гетеросексуальные люди. ЛГБТ не просят чего-то большего. Существует стереотип, что геи требуют привилегий. Нет, они просят таких же прав, какими пользуются все граждане страны, включая право на брак.
Чтобы сохранить равновесие, скажу, что большинство тех, кто высказался о моей новой должности в ГДМ, сделали это очень красиво, и пожелали мне храбрости и упорства. И я хочу сказать им спасибо.
Каковы твои ожидания от кампании Fără frică de Iubire?
Самое большое ожидание — это чтобы люди поняли, что означает уважение к жизни другого человека, и что каждый несет персональную ответственность за те решения, которые он принимает. Что же касается гомосексуальной ориентации, то это не решение человек, он таким рождается. И никто не имеет права ему говорить, каким он должен быть, или что это неправильно. Если это неправильно с чьей-то точки зрения, то это не значит, что человек должен искалечить себе жизнь и пытаться изменить себя, чтобы понравиться большинству?
Я очень хочу, чтобы на марш пришло как можно больше народу. Я отдаю себе отчет в том, что нельзя требовать от людей изменить свое мышление за несколько лет, тем более, что это мышление создавалось поколениями. Это невозможно. Но постепенно, шаг за шагом мы можем идти к пониманию сути явления. И если в этом году еще одна капля пополнит стакан понимания, это будет большой победой здравого смысла.
А почему ты считаешь, что общество без гомофобии – это победа для всех, включая и гетеросексуальных людей?
Общество без гомофобии, в котором все равны и свободны, независимо от ориентации, этноса, политических взглядов, социального статуса, это общество, в котором каждый живет лучше. Это, во-первых. Во-вторых, если ты гетеросексуал, это не значит, что в твоем окружении нет гомосексуалов, и ты не можешь быть уверенным в том, что кто-то из твоих родственников или детей однажды не сделают каминг-аут. Больше того, может оказаться так, что однажды ты, наконец, поймешь, кто ты сам, живший в постоянном страхе признаться себе, что ты не такой уж и гетеросексуал, как тебе казалось. Общество, которое подвергает осуждению те или иные социальные группы, находится на верном пути к тоталитаризму. Давайте вспомним Гитлера. Люди падки на подобные идеологии, когда кто-то лучше, а кто-то хуже. А ведь не существует «плохих» или «хороших» людей. Все люди разные. Но их различие не означает разных прав для них. Все они равны от рождения и перед законом.
Дойна ИПАТИЙ