GENDERDOC-M

«Немного правды» о счастливом психологе

Недавно мы открыли новую рубрику: «Десять вопросов для…». Первые десять вопросов вашего корреспондента были адресованы Анастасии Даниловой. Сегодня наш собеседник — Оксана Гуменная.

В ГЕНДЕРДОК-М Оксана – почти ровесник рубрики, работает с начала 2015 года. Тем не менее, сегодня именно с ней пойдет разговор. Потому что к ней идут наши бенефициарии, чтобы излить душу, ей они доверяют свои тайны… То есть, идут за помощью. Поэтому мы обязаны рассказать о человеке, с которым лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, их близкие и друзья связывают свои надежды.

— И так, Оксана, читатели нашего сайта встречаются с вами в первый раз. Вы для них пока что тайна за семью печатями. Не хотите кое-какие из тайн приоткрыть? Например, коротко рассказать о себе, о вашем образовании, карьере, семейном положении…

— Тайна за семью печатями, — какая интересная метафора! Ну что же, давайте вместе попробуем распечатать эту тайну -).

Во-первых, мне 37 лет.

Во-вторых, моей дочери 14 лет.

В-третьих, я ещё маленькой девочкой мечтала стать врачом. В школе училась хорошо, но побоялась, что не поступлю на бюджет в медицинский государственный университет, и пошла в медицинский колледж. По распределению поступила на работу в пенитенциарное учреждение № 13 города Кишинёв, и после года работы фельдшером поняла, что 80 процентов болезней у человека – это болезни «от нервов», то есть психосоматические заболевания.

А теперь скажите, что, по-вашему, будет в-четвёртых?

— Скорее всего, в-четвертых будет то, что вы решили стать психологом.

— Конечно. А вы говорите тайна -). Я поняла, что могу «лечить», скорее быть полезной людям, не с помощью таблеток, а с помощью слова. Мне не хотелось потерять эту не простую, но очень интересную работу, и я решила поступить на заочное отделение. Так что, в-четвёртых, я закончила бакалавр и магистратуру по психологии в государственном педагогическом университете им. Иона Крянгэ.

В-пятых, я много работала и училась дальше, и сейчас продолжаю учебу.  У меня 1500 часов специализаций по различным психотерапевтическим направлениям в Московском университете групповой и семейной психотерапии. Я вышла на пенсию 6 лет назад в звании майора юстиции, с должности начальника службы психологической помощи и социальной защиты заключённых. Работала в доме престарелых, в школе, была вице-председателем национального механизма по предотвращению пыток, много практиковала, работала экспертом в проектах ПРООН и делала еще многое другое.

В-шестых, я была выбрана Парламентом Республики Молдова одним из пяти членов Совета по предотвращению и ликвидации дискриминации, и обеспечению равенства. Мои коллеги избрали меня председателем Совета, кем и сейчас я являюсь.

Ну а в-седьмых, я простой человек, хорошо понимающий смысл своей жизни. Человек, имеющий чёткое представление о том, как наилучшим образом использовать свой потенциал для того, чтобы быть полезной и себе, и людям.

Так что никаких тайн -).

— Исходя из сказанного и из того, что мы знаем о вашей практике в области психологической помощи, можно утверждать, что, несмотря на свою молодость, вы — опытный, востребованный психолог. Почему же такой высококлассный специалист выбрал работу с людьми из сообщества ЛГБТ? Не боитесь, что это может стать «палкой в колесе» вашей карьеры?

— Вы правильно заметили, я выбрала работу в Центре информации ГЕНДЕРДОК-М потому, что это одна из немногих организаций в Молдове, которая уделяет огромное значение психологическому здоровью своих бенефициаров, учитывая и уважая их потребности. Для меня, как для специалиста, этот фактор является одним из ключевых при выборе места работы. Я признательна профессиональной команде ГДМ за то, что они приняли меня в свой коллектив.

Важно заметить то, что я не делю людей на сообщества, группы, виды, я просто работаю со всеми, кто нуждается в моей поддержке. Мы вместе с человеком находим к нему подход, я делюсь своим опытом, идеями, а человек принимает их либо нет.

Если же говорить по поводу «страхов и опасений», возможной «палке в колесе» моей карьеры, скорее всего это не про меня. Я практик, меня всегда привлекает то, что позволит мне продвинуться в профессиональном плане, — новый интересный опыт, новые возможности. Моей карьере может помешать только моя лень. Я очень ленива -).

— За три месяца работы в качестве психолога Центра информации ГЕНДЕРДОК-М вы успели провести свыше 50 консультаций с членами сообщества ЛГБТ. Обнаружили ли какие-либо особенности в работе с лесбиянками, геями, бисексуалами или трансгендерами?

— Если вопросы по поводу сексуальной ориентации, взаимоотношений с родителями, выстраивания коллегиальных отношений, улучшения качества взаимоотношений с партнёром, желания обучиться навыкам эффективного общения можно назвать особенными, то тогда мой ответ будет положительным. В противном случае НЕТ.

— Вам приходится выслушивать много самых разных историй, отдельные из которых не только сложные, но и драматичные. Как справляетесь с непростой задачей — быть губкой собеседника и не сгореть профессионально?

— Для меня работа с самым сложно организованным органом человеческого организма, — человеческим мозгом, — является интересной, не простой и требующей не стандартного, творческого подхода.

Соприкосновение с многогранной человеческой психикой не может утомить или наскучить. Выгореть можно лишь тогда, когда пропадает интерес к работе, когда нет перспективы профессионального и личностного роста.

Каждый новый человек, новая персональная история, новое переживание личностного преодоления, — новый путь, новые возможности, — меняют и формируют меня, как специалиста, продвигают на другой уровень.

Сама работа с людьми является колоссальным ресурсом, который позволяет справляться со многими трудностями.

— Кто помогает вам в том, чтобы всегда оставаться в форме, всегда быть на высоте? Нужна ли вам, психологу, помощь другого психолога?

— Поддержка нужна любому человеку.

Психолог — это простой человек, который так же, как и другие, может испытывать затруднения.

Мне очень помогают периодические курсы повышения квалификации. Это когда собирается группа психологов, изучают что-то новое с преподавателем и прорабатывают на практике свои психологические проблемы. По-моему, очень удобно: удаётся совмещать полезное и приятное.

Многие психологи, и я в их числе, используют не сложные практики по самогипнозу, которые позволяют достаточно легко, за короткое время восстановиться.

Конечно же, в моей жизни бывают тупиковые ситуации, из которых я не могу найти выход самостоятельно, тогда я обращаюсь за консультацией к своему учителю, психотерапевту Павлу Фёдоровичу Лебедько. Помогает.

— Другой, очень близкий к предыдущим двум, вопрос: довольны ли вы выбором профессии, не хотите поменять ее? 

— Я очень довольна своей профессией. Она меня увлекает.

— Может, вопрос будет нетактичным, но нельзя не спросить: помогает или мешает ваша профессия в личной жизни?

— Эти разные части моей жизни дополняют друг друга. В той или иной степени, влияют на мою личность.

У меня тёплые взаимоотношения с родителями, партнёрские отношения с мужем, дружеские с дочерью. Эти отношения заработаны. Долгие годы личного вклада, ответственного отношения, понимания личной ценности каждого в моей жизни, позволило мне получить это счастье.

Вряд ли это как-то связано с моей профессией, это что-то большее, чем просто профессиональный подход.

— Некоторые люди считают, что посещение психолога может вызывать некую зависимость, правда ли это?

— Возможно.

Это другой уровень и качество жизни.

Это когда ты вместо того, чтобы провалиться в депрессию, напиться или уйти в трудоголизм, выбираешь возможность конструктивно провести время, с помощью специалиста продвинуться в решении своей проблемы, а не зависнуть в ней.

Это приятно и хорошо. К хорошему быстро привыкаешь.

Не вижу ничего плохого в такой зависимости. Разве не так?

— С вами нельзя не согласиться. Тем не менее, как часто можно и нужно обращаться к психологу?

— К психологу необходимо обращаться не реже чем появляется внутренняя потребность в этом, но не чаще.

— Что бы вы пожелали тем, кто по каким-либо причинам боится или не хочет обсуждать свои проблемы с психологом? Правильно ли они поступают?

— Важно отметить тот факт, что никто не знает, как для человека правильно, а как нет. Ответ «внутри» самого человека.

Есть очень полезная жизненная практика – метод «дегустации». Это когда ты «пробуешь жизнь на вкус». Жизнь, как возможность «попробовать на вкус разные блюда». И если блюдо тебе не по вкусу, его не обязательно доедать до конца, можно заказать что-то другое, что тебе понравится.

Так и с психологом, правильно это для тебя или не правильно, можно понять только после общения с конкретным специалистом.

Так что желаю всем удачи в применении метода «дегустации».

— Спасибо за приятную беседу.

Евгений КИХАЙ
Алексей МАРЧКОВ

Close Menu