GENDERDOC-M

Шумиха вокруг законопроекта — déjà-vu о социальной жизни Германии 30-х годов прошлого века

Если посмотреть рейтинг проблем, которые сегодня больше всего волнуют граждан нашей страны, то законопроекта о профилактике и борьбе с дискриминацией в этом списке нет. Тем не менее, шумиха вокруг документа, отправленного на данный момент правительством на рассмотрение в парламентские профильные комиссии, такая, будто на Молдову спустились пришельцы. Что именно происходит вокруг законопроекта о недискриминации, кто создает ажиотаж, и как это влияет на представителей сообщества ЛГБТ, рассказали вчера на пресс-конференции сотрудники центра информации «ГЕНДЕРДОК-М». Из-за чего кричим?

Проблема дискриминации в нашей стране поднималась не раз на самых высоких уровнях и обсуждалась с самыми высокопоставленными чиновниками, приезжающими в республику с деловыми визитами. Все они твердят, что страна, придерживающаяся европейского вектора развития, просто не может существовать без соответствующего законодательства. В каком виде оно будет – не важно, главное, чтобы все граждане были защищены от дискриминации по определенным критериям.

Причем, акцент европейцы делают именно на конкретных характеристиках гражданина, таких как раса, пол, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, сексуальная ориентация и прочие. Эксперты даже разработали точный список этих самых критериев, из-за которых человек чаще всего может быть дискриминирован, а потому предлагают его в качестве образца.

Впрочем, не все с этим списком согласны и хотели бы серьезно подкорректировать его. Так, определенная часть молдавского общества считает, что сексуальную ориентацию из этого перечня причин дискриминации следует исключить. Пользуясь правом свободно выражаться, экстремистские и религиозные организации проводят митинги, акции протеста, обращаются напрямую к представителям государственной власти. И все это правильно и должно быть так, ведь молдавское общество в какой-то степени все же соблюдает принцип плюрализма. Однако, масштабы и настроения, с которыми, пользуясь юридическими терминами, «осуществляется свобода выражения мнения», откровенно шокируют.

Чего хотим и почему?

Еще раз поясню: религиозные и экстремистские организации стремятся воздействовать на власть таким образом, чтобы она отказалась от предложенного документа либо исключила из него термин «сексуальная ориентация».

Отношение оппонентов логично: они боятся перемен, боятся потерять «право» считаться лучше кого-то (это присуще любому большинству). Но какие у них аргументы?

Что касается экстремистов, то им закон, пропагандирующий равенство всех при любых обстоятельствах, в принципе должен быть противен. И какие туда внесены основания для защиты от дискриминации не столь важно, главное ведь для их членов – безнаказанно кого-то избить, над кем-то поиздеваться, перед кем-то показать свое преимущество. Поэтому давайте рассматривать доводы религиозных организаций, к которым, кстати, прибегают и политические лидеры, чья религиозность (извините за тавтологию) в других ситуациях почему-то не заметна.

Во-первых, используя заграничную статистику, оппоненты законопроекта утверждают, что после принятия подобных законодательных норм количество лиц нетрадиционной сексуальной ориентации увеличивается. Возможно, в их словах есть доля истины, однако «размеры» сексуального меньшинства растут не из-за того, что некоторые гетеросексуальные люди резко меняют свою сексуальную ориентацию, а лишь потому, что они перестают ее скрывать. Иными словами, в обществе, где принят закон о недискриминации процент гомосексуальных людей такой же (3 — 5 процентов), как и в тех странах, где этой нормы нет. Другой вопрос – уровень их открытости: человек может не скрывать свою сексуальную ориентацию после того, как будет уверен, что его жизнь не станет адом из-за этой личностной характеристики.

К тому же, как напомнила на пресс-конференции психолог Светлана Кливадэ, сексуальная ориентация – врожденное «свойство» человека. И его ни в коем случае нельзя путать с сексуальным поведением, которое зачастую подменяет понятие «сексуальная ориентация». Кстати, если внимательно почитать (послушать) тексты священников, то можно заметить, как, пользуясь слабой информированностью своей паствы, они намерено применяют разные понятия (сексуальное поведение и сексуальная ориентация) в качестве синонимов.

Еще одним методом манипуляции и одновременно контраргументом закону о недискриминации является то обстоятельство, что принятие этого документа автоматически позволит гомосексуальным парам создавать семьи, а именно регистрировать браки и воспитывать детей. Видя настрой «христианского общества» (взято в кавычки, поскольку, несмотря на преимущество этого вероисповедания в нашей стране, не каждый верующий выйдет на площадь с призывом убивать, лечить или сажать гомосексуальных людей), политическая элита использует именно этот довод. Таким образом, лидеры партий и движений демонстрируют электорату (а в Молдове сейчас рассматривают население исключительно через эту призму) свою приверженность моральным ценностям. Например, главный демократ страны Мариан Лупу (он же на данный момент спикер парламента и и.о. президента) говорит, что «семья, в которой есть мать и отец, — это тысячелетняя христианская ценность, очень важная для развития общества».

Но не следует делать законопроект о недискриминации камнем преткновения. Посудите сами, документ разрешит двум парням или двум девушкам жить вместе. А разве сейчас есть какая-то норма, которая это бы запрещала? Нет. Поскольку это будет рассматриваться как посягательство на личную жизнь, а за нарушение неприкосновенности этой сферы частной жизни все понимают, что будут наказаны.

Дальше вопрос относительно воспитания детей. Есть масса вариантов, с помощью которых в гомосексуальных семьях появляются дети, в том числе можно усыновить ребенка. Процедура не предусматривает раскрытия сексуальной ориентации, и появление нового закона никак не сможет повлиять на то, что уже в молдавском обществе есть. Да! В семьях лесбиянок и геев воспитываются дети! И это несмотря на то, что закона о недискриминации нет и неизвестно, когда он появится.

Что делаем?

А теперь самое главное. Не я одна такая умная, чтобы не понимать, что законопроект лишь повод дать населению выход отрицательной энергии. И здесь нужно только правильно нарисовать образ врага.

Сейчас он выглядит как сообщество людей гомосексуальной ориентации. Этих лиц обвиняют во всем — вплоть до землетрясения в Японии, как бы смешно это ни звучало. Вы же, как здравомыслящий человек, понимаете, что такую «занозу» надо срочно с тела молдавского общества удалить. Потому, и это естественно, вы поддерживаете идею о том, что геев, лесбиянок, бисексуальных людей и «прочих там» представителей сексуальных меньшинств надо избивать, сажать, наказывать, а самое правильное – убивать! Но согласитесь, это дико.

И удивительно, что цивилизованное общество (о котором так пафосно говорил экс-президент РМ Владимир Воронин, когда отмечал, будто гомосексуализм неестественен даже для животных) соглашается с необходимостью решать вопрос с помощью насилия. Как рассказала координатор программы по лоббированию и адвокатированию прав сообщества в центре «ГЕНДЕРДОК-М» Анжелика Фролова, даже в полицейском участке лица, совершившие нападения или избившие представителей ЛГБТ, в качестве оправдания заявляют, что поводом для противоправных действий стала иная сексуальная ориентация их жертв.

Очень страшно, что наказать этих правонарушителей именно по причине отсутствия антидискриминационного законодательства невозможно. Что я хочу сказать: преступника, конечно, накажут за то, что он избил человека, но при этом не будет учитываться мотив – он избил человека только потому, что он — гей.

Отвлечемся от сексуальной ориентации, ведь на самом деле закон о профилактике и борьбе с дискриминацией рассчитан на всех граждан страны, и у каждого есть своя особенность, из-за которой он может пострадать. Я русскоязычная. Это моя отличительная черта. И из-за нее меня могут избить парни, которые считают, что в Молдове надо разговаривать только на их родном языке. Или в моем доме живет слепой мужчина. И это черта стала поводом для того, чтобы отказать ему в работе синхронного переводчика, несмотря на то, что он отличный специалист в этой области. Оба примера и возможные судебные разбирательства по поводу нарушения прав человека показывают, что хоть в Молдове и есть достаточно благоприятная законодательная база в этой сфере, она все же неполная.

И почему людей, которые хотят усовершенствовать нормативный уклад жизни, не просто не принимают, но даже вносят в «черные списки». На днях я узнала, что главным в одном из таких «блэк листов», он составлен представителем религиозной организации «Пентру фамилия», значится парламентский адвокат. Вы понимаете, человека за качественное исполнение своих служебных обязанностей начали считать врагом. В этот же список внесли некоторых членов наблюдательного совета общественной телерадиокомпании «Молдова-1» за то, что они согласились показать на ТВ фильм про жизнь гомосексуальных людей.

Я не знаю, какие именно «меры» могут предпринять против лиц из «черного списка», наверное, в большей степени они будут носить моральный характер. Но в отношении правозащитников и представителей сообщества ЛГБТ стали все чаще применять насилие. Этим людям угрожают, на них нападают, в их адрес неприлично высказываются. По словам представителей «ГЕНДЕРДОК-М», каждый из подобных случаев будет доведен до сведения правоохранительных органов, а сами жертвы будут требовать для своих обидчиков наказания.

Есть ли выход?

Шумиху вокруг законопроекта, которая начинает напоминать déjà-vu о социальной жизни Германии 30-х гг прошлого века, можно успокоить, — уверены правозащитники. На пресс-конференции они рассказали, что намерены в официальном порядке обратиться к политической элите и представителям церкви с просьбой перестать сыпать оскорбления в адрес сообщества ЛГБТ, которые развязывают руки гомофобам для совершения актов насилия над людьми гомосексуальной ориентации.

В частности, избранникам народа правозащитники предлагают, перед тем как делать публичные заявления, задуматься о том, что они являются определенными лидерами, и все их высказывания обязательно вызывают реакцию у населения. Причем зачастую мнения политиков воспринимаются как призыв к конкретному действию, за которым не последует наказания. Особенно внимательными депутатам следует быть тогда, когда людей из сообщества ЛГБТ они называют ненормальными, психически больными, хотя мировые сообщества уже давно исключили из списка болезней гомосексуальную ориентацию.

Священнослужителям правозащитники напоминают, что их задачей всегда было поддерживать мир и спокойствие в обществе. А если показывать на конкретного человека (группу людей) пальцем, наделяя его ярлыком «грешник», то это равнозначно приказу бросить в его сторону камень. Фактически по закону это должно рассматриваться как призыв к насилию.

Кстати, согласно новой редакции Закона о свободе выражения мнений (вступил в силу в октябре 2010 года) любые выражения, которые способны спровоцировать беспорядки и преступления, должны быть ограничены. Именно поэтому сотрудники центра «ГЕНДЕРДОК-М» обратили внимание на то, что любые комментарии на новостных сайтах или персональных страничках СМИ также должны проходить своего рода модерацию.

Впрочем, самое главное – это, конечно, отношение самого общества. Когда человек, называющий себя христианином, выходят на площадь и кричат, что геи и лесбиянки больны, их надо лечить если не медикаментозным способом, то палкой, он забывает, что этой злобой и ненавистью может запугать одного из своих близких, друзей, родственников, а может и собственного ребенка. Ведь, если верить мировой статистике о постоянном проценте гомосексуальных людей в мире, в Молдове проживают как минимум 90 тысяч лиц гомосексуальной ориентации. Это значит, что вы можете сталкиваться с геями или лесбиянками каждый день и даже не подозревать об их причастности к сообществу ЛГБТ. Так давайте уважать друг друга и сохранять спокойствие!

Галина ПАВЛОВА

Close Menu