Любой родитель, насколько развитым, всесторонне развитым и современным ни был бы, не готов к новости о гомосексуальности своего чада. Такое известие не просто ошарашивает, оно ужасает, бросает в панику, затуманивает разум…вплоть до того, что мать/отец выгоняет из дома своего ребенка. В худшем случае родители забывают и «хоронят» нетрадиционного сына/дочь, в лучшем – обращаются за помощью к специалистам, чтобы понять, что делать дальше. Дважды в год центр информации «ГендерДок-М» проводит выездные встречи с родителями своих подопечных. Предшествует этому огромная подготовительная работа и со стороны сотрудников организации, и со стороны детей, и со стороны самих родителей.
Координатор региональных программ Наталья Есманчук, когда рассказывала о пятом по счету «лагере для родителей», переживала так, словно была не организатором, а участником.
— Настолько эмоционально тяжело переносить подобные встречи, что я готовлюсь к ним в течение месяца и еще столько же потом отхожу от них, — говорит Наталья. – Особенно тяжело работать в первый день, когда родители рассказывают о своих проблемах с детьми. Мы заведомо идем на такие откровенные беседы, предоставляем возможность выговориться, излить душу, а вместе с негативными эмоциями уходит злоба и обида. Ведь наши родители оказываются в ловушке собственных отрицательных восприятий, разрушенных образов, разбитых грез. Выйти из этой ситуации можно, только если найти друга или родственную душу, которая помогла бы справиться с ситуацией.
По словам Натальи Есманчук такую поддержку оказывают те родители, кто уже не в первый раз посещает подобный лагерь. Лучшей жилетки, чтоб поплакаться, не найти. И советы родители – новички получают проверенные.
— Группа взаимопомощи, как мы ее называем, работает здесь круглосуточно, — говорит Наталья. – Сначала проблемы обсуждаются на тренингах, потом за обедом, в свободное время, в комнатах перед сном.
— Очень важно не просто «вскрыть рану», — считает психолог центра Светлана Кливадэ, — но и пролить на нее бальзам, начать лечить. После того, как мама рассказала о наболевшем (а женщины, как правило, более эмоциональны), я расспрашиваю о хороших качествах ее ребенка. Цель – показать, что это тот самый ее любимый сыночек, та самая милая доченька. Просто иной сексуальной ориентации.
Не могу не согласиться с Наташей насчет того, что родители очень помогают друг другу. Ведь у них проблемы одного характера: как наладить отношения, как общаться. Одни мамы – папы уже решили эти вопросы, другие – пока ищут выход. Главное здесь – открыто разговаривать с сыном или дочерью. И еще, помните, никто в гомосексуальности человека не виноват. Тем более родители. Единственное, что они могут сделать – помочь своим детям.
Кстати, нужно ли поддерживать людей нетрадиционной сексуальной ориентации в их общественных выступлениях с требованием соблюдать основные права? Каждый должен самостоятельно ответить на этот вопрос.
Что касается родителей, то их мнения разделились. После того, как толпа, состоящая из представителей экстремистских организаций, не дала провести мирную манифестацию во время прайда, и некоторые ребята оказались заблокированы в автобусе, мамы-папы переживали за последствия «возможных необдуманных действий» своих детей. Они боялись за то, что от этого могут пострадать только представители сообщества ЛГБТ.
Другая часть родителей считает, что бездействию властей пора положить конец. Они заявляют, что напротив следует бороться за то, чтобы их детей воспринимали должным образом в обществе, чтобы у них были такие же права, как у всех граждан республики, чтобы они были счастливы, и их счастью никто не мешал.