Сделайте паузу и вспомните, сколько лесбийских персонажей вы видели в фильмах и телевизионных шоу. Если вам повезло, и вы смогли перечислить несколько из них, подумайте, сколько из них имели счастливый конец. Затем проанализируйте, насколько они были стереотипизированы. На первый взгляд может показаться, что представление LGBTQI+ в медиа сейчас лучше, чем когда-либо. И мы бы не совсем ошиблись. Однако оно до сих пор полно стереотипов, и если нет – то это не является чем-то популярным. В неделю видимости лесбиянок, отмечаемую в этом году с 22 по 28 апреля, мы поговорили с тремя лесбиянками о важности хорошего представления квир-женщин в медиа. Мы также анализируем текущие тенденции в медиа, кино и телевидении, и как они могут увековечивать определенные предубеждения или способствовать лучшему пониманию сообщества.
Широкую общественность мало волнует контент о лесбиянках, если он не преследует сексуальной цели. К такому выводу мы можем прийти после того, как в 2022 и 2023 годах слово «лесбиянка» стало самым популярным термином на различных сайтах откровенного характера и сохранило наибольшее количество просмотров в киноиндустрии для взрослых. Однако сериалы с персонажами-лесбиянками не смогли продержаться на рынке потокового видео больше одного сезона.
Действительно, квир-медиа, как и все другие виды искусства и медиа, постоянно развиваются. Несмотря на то, что существуют чрезвычайно успешные фильмы, такие как «Brokeback Mountain», «My Own Private Idaho» и «Maurice», персонажи-геи доминируют в квир-медиа. Если бы кто-то перевернул историю и спросил о фильмах, где главные героини — лесбиянки, публика затруднилась бы назвать хотя бы три. Мужчины-гомосексуалы занимают видное место в квир-медиа благодаря их распространенности в кино, телевидении, литературе и других различных формах медиа. Фильмы или сериалы о гей-парах часто становятся хитами, как, например, «Heartstopper», в то время как сериалы с лесбиянками, такие как «First Kill», не проживают дольше первого сезона. Немногие шоу имеют более длительную жизнь. «Orange is the New Black», например, смог выстоять только благодаря постоянным сексуальным сценам.
УВЕКОВЕЧИВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
Однако, когда в сериале участвуют лесбиянки, он может «грешить» сексуализацией лесбиянства, его стереотипизацией, объективацией квир-женщин или придерживаться лейтмотива «bury your gays», в котором персонажи в конечном итоге сталкиваются с трагическим финалом.
Хотя изображение однополых отношений в средствах массовой информации приносит огромную пользу, во многих фильмах проявляется картина гиперсексуализации. Два примера фильмов, которые избыточно сексуализируют женщин в лесбийских отношениях, это «Blue is the Warmest Color» и «Below Her Mouth». В фильмах и сериалах, где существует такое отношение, очень мало общения или диалогов между персонажами, но вместо этого есть чрезвычайно наглядные сексуальные сцены. Секс на экране кажется особенно нереалистичным, как будто сцены лесбийского секса были написаны и сняты для мужской аудитории.
Часто в мейнстрим-медиа лесбиянство становится своеобразным «перформансом» для гетеросексуальной публики, и это все еще широко принято в музыке, кино и на телевидении. Тот же самый трек «I kissed a girl» от Katy Perry, кажется, эксплуатирует лесбиянство как фазу экспериментов в исследовании сексуальности.
Лесбиянки в медиа все еще подразделяются на сексуальных, женственных, мужественных, тех, кто объявил о своей гомосексуальности, и тех, кто все еще «в шкафу», а также на бисексуальных женщин. Одно исследование показало, что зрительницы-лесбиянки, которые следили за такими персонажами по телевизору, чувствовали себя недостаточно представленными и имели негативное отношение к себе.
Кроме всего прочего, у нас также есть лейтмотив трагической смерти гей-персонажей. Статья на Medium утверждает, что это по-прежнему проистекает из гомофобии и было своеобразным «наказанием» за «грешный образ жизни». Позже этот тип развития сюжета стал чем-то, что предполагалось вызвать сочувствие у публики к персонажам LGBTQI+. Эта тема гибели квир не является точным или здоровым представлением о жизни LGBTQ+ и должна быть тщательно рассмотрена, прежде чем быть признанной честным изображением.
МЫ СПРОСИЛИ ТРЁХ ЛЕСБИЯНОК…
«В моем случае опыт представления лесбиянок в масс-медиа во время моего взросления (2000-2010 годы) был фетишизирован и представлен только через сексуализированный взгляд мужчин», — говорит Ева из Кишинева. «Было очень мало продукции, которую я могла бы потреблять, очень мало такой, которая не были бы создана с мужской перспективы. И мне, девушки с избыточным весом в те времена, было очень трудно адаптироваться к этим стандартам. В результате в подростковом возрасте я столкнулась с внутренней гомофобией и мизогинией, а также с полной изоляцией от общества, потому что чувствовала, что не «вписываюсь» в стандарты того, чтобы быть не только женщиной, но и лесбиянкой», — говорит Ева, у которой развилась низкая самооценка и расстройство пищевого поведения.
««Если бы представление было более правдивым и инклюзивным, мне, многим девушкам и женщинам не пришлось бы сталкиваться с ненавистью к себе и вынужденной гетеронормативностью», — заключает она.
Психолог Олеся Енаки говорит, что большее разнообразие в средствах массовой информации создаст гораздо более реалистичное восприятие сообщества.
«Я верю, что мир через искусство может стать ближе к сообществу, создавая реалистичное и расширенное восприятие. Важный момент, который, я думаю, следует разъяснить через средства массовой информации, заключается в том, что лесбиянок привлекают не все женщины. Есть химия и влечение, не каждая женщина становится сексуальным объектом. Я думаю, этот момент уменьшит гомофобию», — говорит она.
По словам Олеси, более широкое представление о том, кто и какая лесбиянка, дало бы им «больший голос, большую видимость, без страха высказываться социально». «Для молодых людей, только начинающих исследовать свою личность и сексуальную ориентацию, разнообразие было бы огромной поддержкой», — добавляет она.
Надежда, полюбившая женщину после классического брака, говорит, что наше общество до сих пор воспринимает лесбийскую пару как «нечто извращенное».
«Все воображают, что речь идет о грязном сексе, а вовсе не о любви и чувствах. Мы действительно видим это во многих фильмах», — считает она. Надежда говорит, что все, что она хочет, это чтобы любовь была свободной, а не ненормальной и грязной.
Неделя видимости лесбиянок, отмечаемая каждый год в конце апреля, впервые была отмечена в Калифорнии в 1990 году, а теперь отмечается во всем мире.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
Центр GDM периодически организует группу поддержки под названием «La Un Pumn De Răsărita», посвященную людям, которые идентифицируют себя как квир-женщины и небинарные люди (которые имели или имеют опыт социализации как женщины), с лесбиянками, бисексуалами и пансексуалами. Следующая встреча группы состоится 26 апреля, и на ней будут обсуждаться лесбийские отношения и их аспекты.
Felicia NEDZELSCHI