Coming out, безусловно, является одним из самых важных событий в жизни человека, принадлежащего к сообществу LGBTQI+. Сообщить об этом родителям требует усилий, смелости, самопреодоления и внутренней борьбы. Родителям, в свою очередь, потребуется время, понимание и терпение, чтобы полностью принять своих детей, а также много работы над собой.
Перед международной конференцией для родителей детей LGBTQI+ “Felis Conference”, организованной Центром информации “GENDERDOC-M” 12-13 апреля, мы публикуем текст, в котором даем советы как молодежи LGBTQI+, так и их родителям, касающиеся coming out. Как выбрать подходящий момент, как морально подготовиться, как составить план даже для самого жесткого отказа, мы обсудили с психологом Центра GDM Юлией Бузенко. Юлия также рассказывает о взгляде родителей и предлагает решения для семейного процесса принятия детей LGBTQI+. Из текста вы узнаете также личные истории членов Центра GDM, Анжелики Фроловой и Альбины Чуприн, которые прошли через coming out и outing и согласились поделиться своим опытом.
“ЕСЛИ БЫ Я ЗНАЛА, Я БЫ ПОДГОТОВИЛАСЬ ЛУЧШЕ”
Анжелика Фролов сделала coming out перед своей матерью в 29 лет. Она решила, что хочет серьезных отношений со своей подругой и рассчитывала на понимание матери.
“Поскольку у меня были близкие отношения с мамой, и я уже была взрослой, я не сомневалась и сразу сказала ей всё. Её реакция была для меня неожиданной. Я не знала, что у мамы есть предубеждения по отношению к гомосексуальности, мы никогда не обсуждали эти темы, и это был 2004 год, когда в общественном пространстве не было много информации на эту тему. Я совсем не была готова к такой реакции, она меня удивила и ранила. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что другого сценария тогда не могло быть”, — рассказывает Анжелика, администраторка GDM и координаторка программы лоббирования и адвокации прав ЛГБТ.
“Если бы я делала coming out, зная о возможной гомофобии моей матери, я бы подготовилась лучше. Но то, что абсолютно универсально для всех, это нужно быть готовым к тому, что вас могут отвергнуть родители. Хотя и эта готовность может означать разные вещи для разных людей”, — дает совет Анжелика.
Это может включать в себя финансовую независимость, психологическую подготовку или сеть поддержки, состоящую из друзей или союзников.
“НАПИШИТЕ ПИСЬМО МАМЕ ИЛИ ПАПЕ”
Психолог Юлия Бузенко поддерживает эту стратегию и рекомендует еще одну полезную подготовительную технику. “Coming out следует делать тогда, когда молодой человек готов, а не из страха, что кто-то узнает. Я рекомендую своим клиентам заранее подготовиться, то есть написать текст ручкой, потому что, когда вы пишете от руки, мозг реагирует по-другому. Напишите хорошо, чтобы вы были удовлетворены этим текстом, опишите свои эмоции, потому что именно эта часть очень важна для родителей. Мы с бенефициарами практикуем сначала прочтение этого текста мне, чтобы молодой человек чувствовал себя комфортно с этим текстом. Мы обсуждаем его и даже проводим своего рода репетицию”, — говорит Юлия.
Психолог рекомендует, чтобы эта сложная беседа проходила вне дома, если это возможно.
“Причина довольно сложная, но, как правило, мы более сосредоточены на словах другого человека вне дома. Здесь есть три простых правила: Время, Место и Обстоятельства. Хорошо бы выбрать хороший день, когда все спокойны, и никто не спешит. Я предлагаю детям пойти с родителями в кафе, но, если ребенок находит подходящий момент дома, то почему бы и нет?”, — рекомендует Юлия Бузенко.
“Я ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ УЖАСНО И ГРЯЗНО”
В случае Альбины, которая пережила outing со стороны матери, все произошло дома и сильно её задело. Ей было 14 лет, когда мама прочитала ей сообщения, которые она отправляла девушке. Мама сообщила ей об этом и сказала, что все знает.
“Я убежала в свою комнату, закрыла дверь и начала плакать. Я чувствовала себя ужасно, грязно. Мама, наверное, испугалась, что я могу покончить с собой, и родители вскрыли дверь. Мама вошла и сказала, что все будет хорошо, что мы сможем разобраться во всем. Тогда я не чувствовала, что мама меня не понимает, а думала, что это я плохая, грязная и больная”, — рассказывает Альбина Чуприн, координаторка Программы развития ЛГБТ-сообщества в Центре GDM.
Последовали неприятные и неудобные вопросы со стороны матери, что привело к дистанцированию между ними. “Я убегала от этих вопросов, потому что они всегда заканчивались отрицательно. Я отдалилась от родителей, что нередко встречается в сообществе”, — говорит Альбина.
ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ХУДШИЙ СЦЕНАРИЙ
Юлия Бузенко говорит, что полезно, хотя и сложно, представить себе худший сценарий в случае coming out.
“Молодой человек знает, что может произойти в худшем случае и куда обратиться. Конечно, нас травмируют слова родителей, и здесь нет абсолютно защитной схемы. Родители — это близкие люди, и все их жесткие слова очень болезненны. Если разговаривать очень сложно, ребенок может сделать coming out в письменной форме, с тем письмом, о котором я говорила выше. В этом письме ребенок может описать свои эмоции и переживания, насколько это сложно, что это не выбор, и попросить поддержки и диалога”, — объясняет Юлия.
В случае Альбины последовал период, когда она уехала учиться и не поддерживала отношения с семьей. Однако это время было полезным для неё, так как она приняла себя. Когда она вернулась домой, она представила свою подругу перед семьей и получила больше поддержки, чем в начале.
“Папа меня очень поддерживал, никогда не говорил мне ничего плохого. Маме, однако, потребовалось 10 лет, чтобы меня принять, но и сейчас у неё бывают моменты, когда она задает неудобные вопросы, например, кто в отношениях является мужчиной. Эти вещи меня беспокоят, но я понимаю, что и родители нуждаются во времени. Нам требуется время, чтобы принять себя, но родителям также нужно время”, — считает она.
Юлия также согласна с этим. “Было бы хорошо, если бы дети понимали, что родители также имеют право переживать свои эмоции. В этом случае перед coming out может быть полезно просто поговорить с родителями о ЛГБТ, чтобы проверить обстановку. Важно понимать, что родители всегда на стороне своих детей, даже если у них негативная реакция. Родители часто спрашивают меня: “Что будет с моим ребенком в будущем?”. Поэтому для детей важно понимать, что их родители переживают сложные эмоции из-за страха за будущее, из-за ожиданий трудностей, с которыми может столкнуться их ребенок”, — объясняет психолог Центра GDM.
Юлия рекомендует родителям, которые получили такую новость, взять небольшой перерыв, попытаться сдержать свои эмоции и прийти на консультацию к психологу.
“У нас есть группа родителей, которая помогает мамам и папам понять, что они не одни и что не только их дети сталкиваются с этими трудностями. Важно, чтобы родители понимали, что, если ребенок открылся перед ними на такую интимную тему, это большой знак уважения и доверия”, — считает Юлия Бузенко.
ВАЖНО
Все героини этого материала подчеркивают важность безопасности и оценки риска. Если у вас есть потенциальное насилие, домогательство, избиение или вы рискуете остаться без жилья, НЕ СПЕШИТЕ, приоритетом является ваша безопасность. Если вам нужна психологическая помощь, Центр GDM может предоставить её. Позвоните по одному из следующих номеров для записи: +373 (22) 28 88 63 или +373 (22) 28 88 61.
Кроме того, если вы являетесь членом сообщества LGBTQI+ и хотите помочь своим родителям в процессе принятия, или если вы являетесь родителем человека из сообщества LGBTQI+, GDM предлагает группу поддержки для родителей. Это безопасное и дружелюбное место, где каждый может поделиться своим опытом, обсудить, задать вопросы, почувствовать поддержку и понимание. Встречи проходят ежемесячно, здесь вы можете получить психологическую поддержку и общаться с другими родителями открыто и безопасно. Обсуждения являются конфиденциальными. Дополнительная информация по телефону 069120261, Наталья.
Felicia NEDZELSCHI