Пять пройденных кварталов, рекордное количество участников, представители четырех иностранных посольств, один молдавский политик, один теолог, цветы и мир. Так можно вкратце рассказать о пятом Марше солидарности сообщества ЛГБТ в республике Молдова.
По дороге к месту проведения марша, я встречаю разных людей, у которых быстро спрашиваю их мнение о марше. «Мы ничего против не имеем, однако не понимаем, в чем его смысл», — отвечает мне женщина преклонного возраста. «Я как раз иду на марш для того, чтобы выразить свою поддержку равенству прав вех граждан нашей республики», — отвечает молодая женщина, оплачивая букет цветов, купленный для марша. «У них нет совести! Перед детьми!» — возмущается рассерженная мама, прижимая свое дитя к подолу юбки, явно раздраженная вопросом.
На перекрестке улиц Измаил и Букурешть, откуда должен начаться марш, за спинами полицейских, стоят другие мамы, которые также сильно и безвозмездно любят своих детей… гомосексуалов. Наверняка и они испытывают сильнейшее желание прижать к своей груди и уберечь своих детей от дурацких вопросов и бурных негативных реакций. Но они понимают, что всю жизнь прижимать их они не смогут, поэтому и пришли сюда.
«Я пришла сюда ради своих детей. Я бы хотела, чтобы во всем мире люди стали добрее и поняли наконец, что, если Бог создал их такими, никто из людей не имеет право решать, как они должны жить. Я считаю, что наше общество слепо, потому что живет в неведение. Ведь не существует ни одной разницы между теми, кого общество не хочет воспринимать и гетеросексуалами. Мы все равны», — эмоционально рассказывает мне Людмила, мать парня — гомосексуала.
«Недавно дочь одной из нас ударил по лицу прохожий за то, что он не понял, кто перед ним: мальчик или девочка. Мы вышли на марш, потому что не хотим и дальше бояться за жизнь и безопасность наших детей, когда они выходят из дома», — заявила другая мама, по имени Люба.
Храбрость и уверенность мам растет одновременно с появлением все новых и новых лиц, которые стремятся протиснуться сквозь полицейский кордон для того, чтобы принять участие в марше. Это представители всех возрастов, среди них есть и беременные женщины, и семьи с детьми.
«Любовь есть любовь. У людей есть право любить того, кого они хотят, и они должны иметь возможность высказывать свои чувства свободно. Для меня важно, чтобы и мои дети понимали это», — поделилась со мной своими соображениями участница марша, держащая за руку своего ребенка.
«Считаю необходимым высказать солидарность, так как соблюдение прав человека, прав ЛГБТ-сообщества в этом регионе – в опасности. Я приехал из Киева специально для того, чтобы участвовать в этом марше. Не вижу ни одного мотива не брать с собой детей, потому что они должны знать, как выглядят права человека. Это пример солидарности с теми людьми, которые придерживаются отличных от твоих мнений», — заявил Генрих Норберг — отец, несущий на руках своего маленького сына.
Я попросила молодого гомосексуала поделиться своими эмоциями, однако он попросил вернуться к разговору после марша – это был его первый марш, и он дрожал от страха как осиновый лист на ветру. Его держал за руку друг, успокаивая и утверждая, что все будет в порядке.
Молодая лесбиянка нежно обняла свою возлюбленную и слегка поцеловала ее. Потом она призналась мне, что впервые позволяет себе обнять любимую на людях. «Для меня, равные права – это позволять себе то же, что позволяют себе гетеросексуальные люди на улице. И чтобы не было страха от того, что меня кто-то обзовет или ударит», — сказала она.
Большинство из тех, кто на марше, пришли для того, чтобы поддержать право на свободу собраний всех граждан Республики Молдова. Среди них были послы и представители посольств Швеции, США, Голландии и Великобритании. Был среди них и политик левого толка — Григорий Петренко. Он пришел с женой. Пришли и представители неправительственного сектора, теолог Ион Андронаке, журналисты и простые люди, среди которых были иностранцы, поддерживающие права человека.
«Речь идет о соблюдении прав человека. Не понимаю почему кто-то должен быть против», — считает Ева из Словакии.
«Права человека надо продвигать. Право на свободу слова и самовыражения, право быть самим собой. Я идентифицирую себя с месседжем «FărăFrică». Люди, которые ненавидят гомосексуалов и сообщество ЛГБТИ, скорее всего просто не понимают определенных вещей, или им страшно. Они не злые», — подытожила Аниа из Алжира.
«Это очень важная идея, и ее обязательно нужно поддержать. Поэтому я тут. Марш — это отличная возможность начать дискуссии в обществе, и сконцентрировать внимание людей на некоторых социальных проблемах. Отсюда может начаться решение тех проблем, о которых не принято говорить вслух. Подобные мероприятия помогают людям быть более открытыми, думать более открыто, принимать людей, которые не такие, как все», — объяснила Розаура их Мексики.
«С сегодняшнего дня начинаем избавляться от страхов, предрассудков и стереотипов. Мне очень хочется, чтобы нам удалось привлечь внимание людей, показать им, что нас много, что мы разные, и что солидарны с сообществом ЛГБТ. Мы не хотим жить в обществе, где сеется ненависть», — поделилась мыслями Стелла Уцикэ, участница марша.
Во время марша, вдали, из-за кордона полицейских стали показываться верхушки крестов и плакаты с неясными лозунгами. Было очевидно, что кто-то протестует против участников марша. Однако расстояние между группами было таким-же большим, как и расстояние между их мировоззрениями. Со стороны участников марша не было ни ответных реакций, ни действий.
«Мы пришли сюда потому, что хотим, чтобы все было хорошо. Чтобы нас услышали, увидели, прислушались к тому, что мы хотим произнести. Мы никого не агитируем и не провоцируем. Важно, чтобы не было агрессии. Этого мы хотим. Ничего больше», — взволновано сказала мне одна из участниц марша.
Ближе к перекрестку с Болгарской улицей, колонна взволновано смотрела на окна верхних этажей, откуда в прошлом году летели яйца. Однако всего в нескольких метрах от того места, из противоположных окон посыпались, словно капли дождя, лепестки красных роз.
Несмотря на спокойствие идущей колонны, по истечении пяти кварталов, перед тем как добраться до места назначения, полиция решила эвакуировать участников марша для того, чтобы защитить их от яиц, святой воды и оскорблений, а также от любых других угроз, исходящих от группы людей, которые позиционировали себя как христиане. Однако, за плечами сотрудников полиции угроза была не столь ощутимой. Большинство участников марша успели увидеть лишь последствия агрессии – разбитые яйца на асфальте под прицелом телекамер местных СМИ.
«Это был самый мирный марш и самый многочисленный», – заявила исполнительная директриса ГЕНДЕРДОК-М Анастасия Данилова на пресс-конференции, которая прошла по окончании марша. «Мы благодарны всем за то, что вместе прошли в безопасности, красиво, с цветами, в рамках марша солидарности «FărăFrică». Мы доказали, что там, где вчера был лед, сегодня расцвели цветы. Там, откуда вчера летели яйца, сегодня идет дождь из лепестков роз», — с улыбкой сказала Анастасия Данилова.
Дойна ИПАТИЙ
Фото: АВРОРА