GENDERDOC-M

Анастасия Данилова: «Открытость ЛГБТ является их преимуществом»

Мы открываем новую рубрику: «Десять вопросов для…». Сегодня 10 вопросов адресованы Анастасии Даниловой исполнительному директору Центра информации «ГЕНДЕРДОКМ», ЛГБТ-активистке, правозащитнице, феминистке.

С Анастасией Даниловой мы встретились после новогодних праздников, когда она была занята отчетами за прошлый год и планированием работы центра на 2015 год. Тем не менее, Анастасия нашла время, чтобы поговорить с вашим корреспондентом, а через меня и с сообществом ЛГБТ.

– Анастасия, а вот первый вопрос для вас: Каково быть директором ГЕНДЕРДОК-М? Какими качествами должен обладать директор организации, защищающей права ЛГБТ?

– Для меня быть директором ГЕНДЕРДОК-М – это, прежде всего, большая честь. Я рассматриваю наш центр, как команду сплочённых профессиональных и грамотных людей, работать с которыми – одно удовольствие. Возможно, это связано с тем, что отношения между сотрудниками строятся не на жесткой иерархии. Конечно, есть решения, которые я принимаю самостоятельно или совместно с председателем организации, но большинство стратегически важных решений мы принимаем вместе, то есть командой. Я думаю, что это наш большой плюс. Кроме того, любая общественная организация – это живой организм, который постоянно растет и развивается. Поэтому и качества, которыми должен обладать директор, соответствующие: это дисциплинированность во всем и ответственность за все. На мой взгляд, без этих качеств быть директором ЛГБТ-организации невозможно.

– Анастасия, могу с уверенностью сказать, что ты – публичная личность, ты неоднократно участвовала в телепередачах, давала пресс-конференции, на которых без страха и оговорок защищала права и интересы сообщества ЛГБТ. Как ты думаешь, должны и другие члены сообщества выйти из тени, также открыто говорить о равных правах для гомосексуальных и трансгендерных людей?

– Я думаю, что открытость – это наш козырь. Очень часто люди считают, что быть открытым – значит, быть уязвимым, что, если сделать камин-аут, то это может навредить тебе, помешать, например, твоей карьере. У меня на это другой взгляд. Я считаю, что открытость помогает геям, лесбиянкам и трансгендерам преодолевать страх. Нужно один раз переступить барьер, за которым уже нет необходимости думать и переживать о том, что произойдет, если кто-то узнает о твоей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Я думаю, что чем больше будет открытых ЛГБТ, тем быстрее мы сможем добиться каких-то конкретных изменений в достижении равных прав. На сегодня та политическая работа, которую ведет ГЕНДЕРДОК-М, не подкреплена открытостью сообщества ЛГБТ. Поэтому нередко приходится слышать от гомофобов: где они – геи и лесбиянки, которых мы дискриминируем? На самом деле сообщество – это не только ГЕНДЕРДОК-М и даже не те геи, лесбиянки и трансгендеры, которые приходят на наши мероприятия и пользуются услугами центра. Нас намного больше. Но сообщества не видно, потому что многие закрыты, продолжают сидеть в чуланах и держать оборону там, вместо того, чтобы громко заявить о себе, и вместе с центром бороться за свои права. С одной стороны, я это понимаю, с другой – мне искренне жаль тех людей, которые сидят и ждут, когда произойдут какие-то изменения, и они смогут ими воспользоваться в своих интересах. Я за то, чтобы сначала изменились мы сами. Вот почему, когда кто-то из членов сообщества обращается к нам за помощью и готов (готова) написать заявление в полицию, готов (готова) пойти в суд, чтобы отстоять справедливость, отстоять свои права, я радуюсь. Я думаю, что, чем больше будет таких людей, тем быстрее мы сможем разрушить стереотипы, существующие в обществе. Я за справедливость, которую нужно отстаивать. У меня обострённое чувство справедливости. По-моему, это еще одно важное качество, которым должен обладать директор организации, защищающей права ЛГБТ.

– ГЕНДЕРДОК-М – это структура, работающая на себя или на бенефициаров?

– Конечно, на бенефициаров. ГЕНДЕРДОК-М создавался для того, чтобы изменить жизнь определенной группы людей к лучшему, поэтому он не может крутиться вокруг себя, делать что-то для себя; это не цель организации. Миссия организации – достижение равных прав для ЛГБТ. Отсюда и целевая группа – сообщество ЛГБТ, – в интересах которой мы работаем. Хотя иногда слышу: а что ГЕНДЕРДОК-М делает лично для меня? Много чего, даже если эта работа не направлена на конкретного человека. Например, это не дискотека и не дискуссионный клуб, а тренинги для психологов, для полицейских, для медработников или для журналистов. Эти тренинги тоже направлены на изменение жизни сообщества ЛГБТ, потому что рано или поздно конкретным людям из сообщества придется воспользоваться услугами того же врача, психолога, полицейского. И нам не безразлично, кем они будут приняты: дружественным специалистом или гомофобом. Нам не безразлично, что напишет журналист об ЛГБТ, какое мнение о нас будет формироваться в обществе. Вот почему все, что мы делаем, так или иначе, касается нашего сообщества.

– Какими успехами может похвастаться ГЕНДЕРДОК-М на данный момент?

– Самым большим успехом, безусловно, является закон «Об обеспечении равенства». В нем в числе критериев защиты от дискриминации значатся и нарушения по признаку сексуальной ориентации человека. Огромной заслугой организации является то, что мы смогли показать, как закон работает не только в сфере трудовых отношений, что оговорено в отдельной статьей, но и в других сферах жизни, допустим, в том, что касается виктимизации или домогательств. Для меня это очень важно. Важно, что мы можем показать, как этим законом мы можем защищать себя. Именно ГЕНДЕРДОК-М был первой организацией, которая обратилась в суд, воспользовавшись положениями этого закона.

Еще из важных достижений не могу не отметить то, что мы, наконец, можем проводить прайд-марши. Успешными были Марши равенства 2013 и 2014 годов. И, если марш 2013 года прошел на довольно большом расстоянии от центра города, и его участники не были видимыми для общества, то в 2014 году мы прошли по одному из центральных проспектов столицы, и были не просто видимыми, но и окруженными вниманием контр-манифестантов и любопытствующих. Что особенно хочется подчеркнуть, так это то, что, как во время, так и после марша мы находились под защитой. От имени государства порядок на марше обеспечивали правоохранительные органы. Они предоставили нам полноценную защиту от гомофобов, чтобы марш прошел организованно и чтобы никто не пострадал.

– С какими трудностями сталкивается ГЕНДЕРДОК-М в своей работе сегодня?

– Для нас основной проблемой является несовершенство законодательства Республики Молдова. В первую очередь это касается преступлений на почве ненависти. Такого рода преступления в отношении ЛГБТ, к сожалению, совершаются, но прокуратура не рассматривает их как таковые, а квалифицирует их как хулиганство или грабеж, поэтому прокуроров или судей очень трудно убедить в том, что того или иного человека избили или ограбили только потому, что он – гей. Надеюсь, что решения этой проблемы мы добьемся скоро, поскольку для нас она является приоритетной.   

– Какие задачи у ГЕНДЕРДОК-М на 2015 год?

– Об одной задаче я уже сказала. Другие отражены в стратегическом плане, который опубликован на сайте www.gdm.md. Я рекомендую нашим бенефициарам чаще заходить на сайт, потому что там есть много полезной информации не только об организации, но и о задачах, которые она решает. Назову лишь несколько из большого перечня. Например, в программе «Развитие сообщества ЛГБТ» мы стараемся расширить мероприятия по привлечению сообщества в организацию и по развитию феминистской группы. В программе «Лоббирование и адвокация прав сообщества ЛГБТ» приоритетными являются юридическое признание гендера и борьба с преступлениями на почве ненависти. А в программе «Здоровье ЛГБТ» на первое место выходит работа по расширению деятельности в регионах и тестированию МСМ на ВИЧ бесплатными быстрыми тестами. Впрочем, с подробностями обо всем сказанном читатели могут ознакомиться в стратегическом плане, о котором я говорила выше.

– Анастасия Данилова в качестве директора ГЕНДЕРДОК-М строгий человек или, скорее, требовательный?

– Я не могу определить, что значит строгий директор. Наверное, об этом лучше спросить у сотрудников. Для меня важно, чтобы работа выполнялась качественно и в срок. С другой стороны, человеческий фактор никто не отменял, все мы – люди, поэтому я никогда «не встану в позу», если тот или иной сотрудник что-то где-то недоделал или совершил какой-то проступок, не повлекший за собой драматических последствий.

– Жалеешь ли о чем-нибудь?

– Нет. Я считаю, что нелепо о чем-то жалеть. Все изменения, которые были в моей жизни, как правило, были сделаны мной. Я – человек, который не боится менять свою жизнь, и все, что я предпринимала в моей жизни, приводило к изменениям в лучшую сторону. Кстати, мой принцип: все, что ни делается, делается к лучшему!  

– Как совмещает Анастасия Данилова работу и личную жизнь? Оставляет работа время на себя?

– Я смогла решить для себя эту проблему. В апреле будет пять лет, как я являюсь директором организации. Первое время мне было трудно разграничить работу и личную жизнь. И это приводило к тому, что я была на грани профессионального сгорания, что на самом деле является очень непродуктивным для нашей работы. Мне помог совет нашего психолога, который заставил меня понять, где заканчивается работа,  и где начинается личная жизнь. Нахожу и кое-какие хитрые моменты, которые помогают мне справляться с проблемой, и которые могу порекомендовать другим. Например, у меня есть две пары очков. Когда я прихожу домой, я снимаю те очки, в которых работаю, и одеваю те, в которых бываю дома. Это для меня такой символ, обозначающий, что я сейчас дома, что я могу расслабиться и не беспокоиться о каких-то рабочих проблемах.

– Если бы у тебя была возможность обратиться к ЛГБТ сообществу лично, с каким посланием ты бы обратилась?

– Будьте собой, не бойтесь быть открытыми. Ваша открытость является вашим преимуществом. Ваша открытость может помочь вам переступить через многие барьеры и добиться того, чтобы вас уважали вне зависимости от вашей сексуальной ориентации, гендерной идентичности или гендерного самовыражения.

Интервью вел Евгений КИХАЙ

Фотографии из архива Анастасии Даниловой

Close Menu