GENDERDOC-M

Содержит дискриминацию, значит, нарушает закон

Закон работает: объявление о не предоставлении услуг по веб-дизайну организациям ЛГБТ признали дискриминационным

Обсуждение и последующее принятие Закона об обеспечении равенства вызвало немало споров и ссор. Но его применение, несомненно, продолжит «взрывать» молдавское общество, постепенно заставляя менять подход и само понимание толерантности.

Содержит дискриминацию, значит, нарушает закон

В декабре 2013 года центр информации «ГЕНДЕРДОК-М» подал в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства петицию из-за дискриминационного объявления на интернет-страничке whitespace.md. Правозащитники уверяют, что администрация одноименной студии по производству сайтов нарушила закон об обеспечении равенства, создав список тех, с кем отказывается работать.

В первоначальном варианте объявление студии Whitespace дословно звучало так: «Мы не сотрудничаем с производителями или дистрибьюторами алкогольной, табачной продукции, религиозными организациями, геями, «Аль-Каидой» и поклонниками Стаса Михайлова».

Объясняя причину своего обращения в Совет, исполнительный директор «ГЕНДЕРДОК-М» Анастасия Данилова отметила, что подобный ограничительный список – прямая дискриминация по признаку гомосексуальной ориентации, религиозных убеждений и мнения. Правозащитник заявила также, что независимо от взглядов и личностных характеристик потенциальных клиентов ответчик должен быть заинтересован в сохранении доверия к уровню своего профессионализма. Однако фактически веб-дизайнеры дискриминируют возможных заказчиков по ряду признаков, отказывая им в доступе к услугам по созданию сайтов.

Согласившись пойти на уступки, уже после первого слушания по жалобе в Совете представители студии попытались исправить свое объявление. Впрочем, они изменили только форму изложения, но оставили суть. В новой редакции объявление звучит так:

«Мы не сотрудничаем с организациями из следующих областей:

производители и дистрибьюторы алкогольной, табачной продукции,

религиозные организации,

организации в поддержку сексуальных и национальных меньшинств,

благотворительные организации.

Мы ограничиваем круг клиентов по простым причинам: не считаем нужным продвигать вредные для населения страны товары или не обладаем достаточными знаниями в нужной сфере.

Если вы представляете компанию с другим направлением деятельности, мы с вниманием рассмотрим ваши задачи».

Хотя тон объявления стал немного «благосклоннее», дискриминационный подход сохранился. Именно поэтому члены Совета порекомендовали пересмотреть и этот вариант обращения к потенциальным клиентам, указывая на то, что перечень организаций, с которыми не желает работать компания, фактически содержит исключения, а значит, дискриминирует определенные группы. В Совете также подчеркнули, что новое объявление ограничивает доступ к услугам веб-дизайна сразу по нескольким защищенным законом признакам: сексуальной ориентации, религии и национальности.

В свою очередь ответчик Анатолий Топал, значащийся в разделе «Контакты» на сайте студии как директор, объяснил, что никого не собирался дискриминировать по признаку национальности. По его словам, основной язык общения в компании – русский. Вся документация и все разработки ведутся именно на этом языке, хотя сотрудники знают и многие другие языки, в том числе румынский. При этом по желанию клиента информация переводится на государственный язык. В то же время переводами занимаются другие компании, но не бюро переводов, где, по мнению ответчика, не учитывают специфику используемой терминологии. По этой же причине сайт компании существует только на одном языке, ведь, его качественный перевод практически невозможен, уверен Анатолий Топал.

Относительно дискриминации по признаку сексуальной ориентации и религии, ответчик сообщил, что поскольку любой контакт предполагает выполнение большого объема подготовительной работы, которая чаще всего не оплачивается, компания «пытается не терять свое время и не работает с организациями, которым не может помочь, и у которых нет перспективного плана развития своего бизнеса» (это утверждение более чем сомнительное – ред.).

В связи с этим администрация студии поделила клиентов на 2 категории: «1. Клиенты, которые производят товары или предлагают услуги, но не подходят нашей компании, поскольку их продвижение мы считаем неуместным, например, алкоголь и табачная продукция, которые вредят здоровью населения, поэтому мы с такими клиентами не работаем. 2. Клиенты, о которых нам малоизвестно и которым не можем помочь, поскольку не знаем их специфики. Обычно эти компании не производят фактических товаров и услуг. К ним относятся  религиозные организации, сексуальные меньшинства (это утверждение также не имеет оснований – ред.), закрытые группы или фан-клубы актеров и знаменитостей. В студии не работают специалисты по продвижению продукции подобного рода, поэтому с такими категориями граждан мы не работаем. Чтобы сократить поток обращений из этих двух категорий, мы и поместили такое объявление на сайте».

При этом ответчик добавляет, что компания анализирует связи со своими клиентами исключительно через призму бизнеса, эффективности сотрудничества и профессиональных услуг, которые она может предложить, а отношение сотрудников в данной петиции не затрагивается.

Глазами юристов

И первую, и вторую редакции объявления, размещенного на сайте студии Whitespace, члены Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, конечно, посчитали дискриминационными, а поданную петицию – обоснованной. В решении подчеркивалось, что согласно законодательству дискриминация представляет собой «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение в правах и свободах личности или группы лиц, а также поддержку дискриминационного поведения, основанного на реальных признаках (расы, цвета кожи, национальности, этнического происхождения, языка, религии или убеждений, пола, возраста, ограниченных возможностей, взглядов, политической принадлежности, любого другого подобного признака)». Именно поэтому ответчику было предложено исправить обращение к потенциальным клиентам. На исполнение рекомендации предоставлялось 10 дней.

Фактически к 1 февраля компания должна была уже исправить текст, но даже спустя две недели (14 февраля) на сайте все еще «висело» дискриминационное объявление.

Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства не имеет возможности каким-либо образом наказывать ответчиков, если те совершили дискриминационное деяние и не смогли доказать, что оно не носило дискриминационный характер. В то же время госструктура может обратиться в соответствующие органы с ходатайством о возбуждении дела в отношении должностных лиц, допустивших в своей деятельности дискриминационные действия.

В зависимости от разных условий и наказания для лиц, не соблюдающих закон об обеспечении равенства, будут разные. В случае со студией по веб-дизайну, скорее всего, будет учитываться, что допущены серьезные формы дискриминации (здесь наблюдается и поддержка дискриминации посредством СМИ; и дискриминация лиц по двум или более признакам; и дискриминация, совершенная двумя или более лицами; дискриминация, совершенная два или более раза; и дискриминация, совершенная в отношении группы лиц). Штрафы в таком случае могут достигать 60 тысяч леев для юридических лиц. Кроме того, ответчика обяжут удалить дискриминационное объявление.

А как правильно?

Учитывая, что ответчик настаивал на сохранении своего списка и своих требований, члены Совета не только порекомендовали исправить объявление, приведя его в соответствие с законом, но и объяснили, как это нужно сделать.

В частности, акцент должен быть поставлен не на критерии и характеристики потенциальных клиентов, а на те области, в которых студия специализируется. Иными словами, вместо ограничительного списка ответчик должен предложить возможным заказчикам перечень конкретных сфер, где его студия готова работать.

В Совете объясняют, что подобная форма обращения, с одной стороны, даст понять клиентам, для кого студия выполнит веб-дизайн, а для кого – нет. А с другой, не будут нарушены нормы Конституции, Закона об обеспечении равенства, Европейской конвенции по правам человека, Хартии основных прав человека ЕС.

Очевидно, что обвинения в дискриминации и тем более по таким кажущимся безобидными вещам могут кому-то не понравиться. Но каждый должен отдавать себе отчет: перед законом все равны. Каждого должно «тормозить» понимание и осознание, что делать все, что захочется, нельзя. И у каждого имеется право быть корректно и красиво обслуженным, быть принятым на работу, быть выслушанным…

Если же взять объявление студии Whitespace, то здесь руководство компании, похоже, намерено поиздевалось над определенными группами потенциальных клиентов, подчеркивая свое пренебрежительное отношение к ним. Анатолий Топал фактически подтвердил, что его личные убеждения превыше профессиональной и экономической заинтересованности всей команды. И в то же время ни он, ни его коллеги-подчиненные не желают повышать уровень своих знаний. А если «специфика некоторых клиентов» студии для разработки сайтов не нужна, то это еще раз подчеркивает их желание поиздеваться, подколоть, поставить себя выше других.

И еще. Сложившуюся ситуацию никак нельзя назвать ограничением, как могут подумать некоторые противники толерантности. Студию не обяжут работать с «нежелательными» заказчиками, не заставят «полюбить» геев или тех, кто забывается от хитов современных поп-музыкантов. Но пока еще никто не отменял правила хорошего тона, вежливое и тактичное общение, которые помогают красиво (необидно) отказать тем, с кем не хочется контактировать.

Наверное, это и есть ключ, отпирающий калитку в мир без дискриминации. Но не каждому он дается «без боя и потерь», поэтому мы еще не раз услышим о наказаниях для тех, кто не хочет соблюдать «толерантную дистанцию».

Close Menu