На днях Апелляционная палата провела очередное слушание по делу о показе на общественном телевидении «Молдова-1» фильма, посвященного соблюдению прав сообщества ЛГБТ.
Поскольку иск был подан религиозной организацией против телеканала «Молдова – 1», автор фильма и центр информации «ГЕДНДЕРДОК-М» ходатайствовали перед судом о допуске их в качестве заинтересованных сторон. Судья не стал противиться такому заявлению и уже был готов к прениям. Однако, как оказалось, адвокат истца не готов к ним. Кроме того, обратившиеся за правосудием отказываются демонстрировать в суде сам фильм, чтобы уже лично судья мог решить для себя, насколько содержание ролика бьет по моральным ценностям общества.
Дело может затянуться надолго, считают юристы, ведь стороны, независимо от того в чью пользу будет вынесен приговор, могут еще раз обжаловать решение. А это значит, что фильм, если и покажут, то не раньше чем через полгода.
Что же в нем такого, что религиозные неправительственные организации даже внесли членов наблюдательного совета общественной компании «Телерадио Молдова», проголосовавших за его показ на всю республику, в черный список лиц, поддерживающих гомосексуалов?
Начнем сначала. В прошлом году компания «Телерадио Молдова» начала совместный молдо-немецкий проект «Права человека на экране». Идея предусматривала выпуск четырех фильмов, касающихся прав человека. Три из них уже были показаны зрителям, а один – о дискриминации людей гомосексуальной ориентации – все еще пылится на полке. Дело в том, что отечественные религиозные организации настаивают, что он входит в план по пропаганде гомосексуальности и распространения ее на территории Молдовы.
Правда, понять, что является пропагандой в этом ролике, лично мне сложно. Фильм начинается с истории молодого гея, преследуемого полицейскими. Парень обратился в суд, который удовлетворил его иск, оштрафовал сотрудников органов правопорядка и на некоторое время лишил права работать в полиции. Далее автор говорит, что в принципе права ЛГБТ в Молдове – это их личное дело и заниматься их продвижением и защитой могут и должны только они сами и их сторонники. Власть уже продемонстрировала свою позицию стороннего наблюдателя 11 мая 2008 года, когда позволила разъяренной толпе неонацистов и прочих гомофобам блокировать автобус, наполненный правозащитниками.
Чуть позже выступает юрист, кстати, единственный в Молдове, который занимается делами, где истцы были дискриминированы (по разным признакам). Становится ясно, что хотя на бумаге все граждане нашей страны равны в правах, гомосексуальных людей все же ограничивают, например, не дают разрешение организовать публичные манифестации в центре Кишинева.
В фильме сотрудники центра информации рассказывают, кто их бенефициарии. Это в том числе люди, от которых общество отвернулось только потому, что они иной сексуальной ориентации, и те, кто предпочитает молчать об этой черте своей натуры. Ведь, тему гомосексуальности в молдавском обществе обсуждать принято только с точки зрения негативного феномена.
Главными лоббистами этой позиции выступают религиозные НПО и ультраправые формирования. В фильме их позицию представляет представитель православной церкви, называя всех гомосексуалов грешниками, не потому что у них иная сексуальная ориентация, а потому что они не хотят от нее избавляться.
О том, что церковь с завидной регулярностью вмешивается в дела светские, как и сотни лет назад, всем известно. Напомню, совсем недавно она противостояла решению зарегистрировать исламскую организацию. К тому же соблюдение своих прав представители сообщества ЛГБТ требуют не от церкви, а от власти и государства. Тем не менее, даже судьи выносят решения, основанные на том, что чувства верующих (а по некоторым утверждениям у нас вся страна православная) могут быть оскорблены. Иными словами, делает вывод автор, закон, который должен быть равен для всех, на самом деле применяется выборочно.
Часть фильма посвящена ситуации в Германии, где все права гомосексуальных людей на уровне закона исполняются, но, тем не менее, у них возникают проблемы социального характера, например, нежелание отдельной части общества принимать людей иной сексуальной ориентации. Кроме того, государство своеобразно «регулирует» рейтинг популярности подобного образа жизни, например, вводит более высокий налог для гомосексуальных пар, рассказывает пара геев, проживающих в Германии.
Именно немцы признают, что СМИ играют большую роль в образовании общества. В частности, телесериалы, в каждом из которых было по одной гомосексуальной паре. Впрочем, сейчас важно преодолеть существующий среди людей миф о том, что гомосексуальные люди несут опасность им, их детям и внукам. Ситуацию спасут правильное воспитание в стиле терпимости, беспрекословное соблюдение законодательства, применение конкретного наказания за речи ненависти, оскорбления, призывы к насилию, шантаж и прочие противоправные действия.
(Тем, кто хочет посмотреть в Интернете этот двадцатиминутный ролик, — жми СЮДА )
Вот очень краткое и тезисное содержание фильма, который стал поводом для почти полугодового разбирательства. Началось оно в декабре 2010 года, когда на телеканал «Молдова-1» обратились представители Альянса за спасение семьи и потребовали запретить к показу этот ролик. Вышедшие на акцию протеста правозащитники в свою очередь пошли в Наблюдательный совет телерадиокомпании с требованием не лишать зрителей республики этого фильма.
Члены совета приняли решение, что ничего сверхъестественного (и это видно по описанному мною содержанию) в этой ленте нет, и фильм вполне можно показывать. Председатель Наблюдательного совета Евгений Рыбка чтобы как-то сбалансировать ситуацию предложил после показа провести теледебаты. Так все, кто хочет высказаться по данной тематике, смогут это сделать.
Но такое соломоново решение религиозные НПО не устроило. Уже когда фильм внесли в программу передач на 18 мая, его пришлось неожиданно снять с эфира, поскольку противники сообщества ЛГБТ обратились в суд.
Не кажется ли вам, что для религиозных организаций это лишь трата времени и денег. Ведь, члены Наблюдательного совета уже продемонстрировали, что, даже будучи православными, фильм на их моральные ценности никак не посягнул. Кроме того, свою сексуальную ориентацию после просмотра никто из них не сменил. И вообще, как аргументировала свою позицию Раиса Лозински-Хадей, кому не нравится, пусть выключит телевизор и не смотрит.
Может, помните, аналогичная ситуация пару лет назад уже была в Кишиневе, когда по телевидению собирались показать фильм «Код да Винчи», который якобы разрушает все, что свято для церкви, и серьезно бьет по моральным ценностям. Толпами молодые христиане ходили по улицам и раздавали листовки, призывающие бойкотировать художественный фильм. Но это лишь подогревало интерес: что же такого страшного в этом фильме? Каких разоблачений боится церковь?
Но если в «Коде да Винчи» посвященные и увидели какие-то намеки на рассекречивание церковных тайн, то в документальном фильме, повествующем о гомосексуальных людях и их жизни, никаких тайных умыслов нет. Зачем же будоражить общество?
Но подождем решения суда. Если молдавские представители Фемиды станут на сторону истца, то, похоже, их глаза, действительно, закрыты темной повязкой и никакие законы им не указ. А это в очередной раз подтвердит выводы автора: в Молдове применяется закон выборочно, а решения выносятся с учетом рекомендаций церкви.