Утром 9 мая, как и обещали организаторы фестиваля «Радуга над Днестром – 2009», правозащитники ЛГБТ из 10 стран вышли на возложение цветов к памятнику жертвам репрессий. После отмененной мирной манифестации мероприятие становилось одним из наиболее опасных. Хотя на этот раз все обошлось, переживания остались. Их двенадцать… друзей или врагов?
На половину десятого утра был назначен сбор в офисе Центра информации «ГендерДок-М». Гости и организаторы должны были все вместе отправиться к памятнику. К сожалению, автор этих строк не успел побывать в месте сбора непосредственно перед поездкой на возложение.
|
Но как говорят сами организаторы, желающих почтить память людей, пострадавших по признаку своей сексуальной ориентации, предупредили: никаких столкновений. В случае сопротивления гирлянду памяти и цветы надо положить у ног оппонентов.
Если помните, так было сделано в конце апреля 2007 года на VI прайде. Тогда никому — ни отдельно взятому представителю сообщества ЛГБТ, ни группе пришедших — не удалось положить к памятнику ни одного цветка. Заместителю комиссара полиции сектора Рышкановка, а также несколько лиц, одетых по-граждански, просто не подпустили правозащитников к памятнику. И тогда цветы положили к ногам полицейских.
9 мая 2009 года никаких комиссаров или других людей в форме возле памятника не было. Первое, что я увидела на месте возложения, — 8 мужчин и две машины, одна из которых с регистрационными номерами непризнанной ПМР, стояли метрах в 150 от памятника. Возможно, эти люди и представляли правоохранительные органы, но своих погон не показывали.
Потом меня встретил Борис Баланецкий (директор Центра информации «ГендерДок-М»), и после недолгого разговора я почувствовала, что его некоторое беспокойство в голосе передалось и мне. Мы решили, что он останется ждать поодаль, а я пойду на остановку и понаблюдаю за «компанией» штатских.
Помимо этих восьми мужчин я заметила в кафе напротив еще четверых ребят, периодически поглядывавших в сторону памятника. Но как сказал Борис, когда ждешь чего-то плохого, то и подозрения усиливаются. А ребята просто сидят, пьют пиво, общаются.
В любом случае ни группа молодых людей, ни те, что постарше, никаких действий не предпринимали. Только с приездом организаторов и гостей прайда «наблюдатели» возле памятника активизировались, бросили сигареты, начали звонить кому-то, приготовились снимать на видеокамеры. Один даже спустился в овражек поблизости. А ребята так и остались на своих местах, наверное, только более внимательно смотрели в нашу сторону, ведь здесь была и съемочная группа телеканала PRO-TV.
Не просто пришли и ушли…
Часто общество не понимает, зачем выделяться и идти с цветами не как обычный гражданин, а как представитель сообщества ЛГБТ. Этот вопрос задавали и на пресс-конференции и потом, уже после возложения. Я понимаю журналистов: каким бы простым ни был ответ, его надо услышать и потом передать аудитории из первоисточника.
А ответ действительно прост. Что такое возложение цветов? Для большинства эта процедура 9 мая стандартная: прийти, положить цветы, поздравить ветеранов, послушать (если успеешь) речь высокопоставленных чиновников и уйти по своим делам. Но во всех этих несложных действий большой смысл – почтить память и воздать дань всем тем, кто пострадал за правое дело, тем, кто своей жизнью завоевал победу.
Возложение цветов правозащитными организациями преследует те же цели. Люди из сообщества ЛГБТ хотят почтить память. Тех, кто стал жертвой гомофобии, тоже убивали во время войны, если уж привязывать это действо ко Второй мировой.
Согласитесь, сегодня никого не смущает возложение цветов к памятникам людям, пострадавшим в сталинских лагерях, – это признанное явление. Наверное, о репрессиях лиц гомосексуальной ориентации тоже говорили бы, если б не клеймо. Но это не означает, что одни имеют право почитать своих прадедов, а сообщество ЛГБТ — нет.
Тем не менее, уже несколько лет подряд муниципальные власти (а может это распоряжение чиновников более высокого ранга) не разрешали представителям сексуальных меньшинств не то что возлагать цветы, но даже подходить к памятнику. Так было в позапрошлом году и много раз до того.
Неизвестно, что повлияло на примэрию и вышестоящих на этот раз, но помимо фиксирования событий на две видеокамеры «наблюдатели» не проявляли никакого интереса.
Группа из 30-40 человек беспрепятственно подошла к памятнику жертвам репрессий, положила цветы и гирлянду памяти.
В короткой приветственной речи председатель центра информации «ГендерДок-М» Алексей Марчков предложил взять опеку над этим брошенным памятником. С такой инициативой организация намерена обратиться в примэрию столицы. И было бы глупо со стороны чиновников отказать, ведь памятник уже начинает разрушаться, хулиганы пишут на нем всякие глупости, вокруг бегают козы и поедают траву высотой в полметра.
В общем, мероприятие прошло неожиданно успешно. Но больше всего меня порадовало другое. Пока я сидела на остановке и ждала активистов сообщества ЛГБТ, территорию вокруг местного магазина (памятник расположен чуть поодаль от него) убирала немолодая женщина. Она внимательно следила за возложением, а когда все начали расходиться, остановила одного из сотрудников центра информации и спросила, кто теперь будет хозяином этого памятника. Она предлагала свою помощь.